Смоленские хранители мирового океана

Фото: Михаил Ефимкин

Смоленск, 26 марта - АиФ-Смоленск. В преддверии Дня моряка-подводника, 19 марта корреспондент «АиФ-Смоленск» побеседовал с капитаном первого ранга в отставке подводником Александром Яковенко.

   
   

- Александр Иванович, где вы начинали свою службу?

- В 1969 году я окончил Каспийское морское училище в Баку и пришел служить на подводные лодки на Северный флот. Мне довелось служить в одном из самых сильных соединений ВМФ, которое было укомплектовано достаточно новыми подлодками. Они имели на вооружении мощнейшие ядерные ракеты, головная часть каждой - 1 мегатонна. Бытовало мнение, что если нам, не дай бог, придется дать этими ракетами залп по Великобритании, то остров просто расколется и уйдет под воду. В ту пору бурно развивался атомный флот, на это тратились огромные усилия и деньги. В Северодвинске ежегодно только с одной верфи сходило по пять подлодок. Для сравнения, сейчас хорошо, если одну лодку за пять лет всего построят. Наши подлодки несли службу во всех уголках мирового океана: в Средиземном море, у берегов Америки и Арктики. Нас боялись, а значит, уважали.

- Сколько времени вы проводили в боевых походах?

- В среднем походы длились два месяца, но если Родина приказывала, то они могли растягиваться на восемь и даже 14 месяцев, многое зависело от технологичности наших субмарин. Это были громадные физические нагрузки, колоссальная усталость не только человека, но и металла, атомные подлодки могут неделями не подниматься на поверхность. Однако это не значит, что они все время лавировали где-нибудь в Средиземном море. Иногда лодки заходили в пункты базирования, которые были у СССР в Сирии, Ливии и Египте, на техобслуживание. Экипажи самолетами вывозили на отдых в пансионаты Ялты, туда привозили их семьи, чтобы они смогли увидеться. Конечно, женам моряков приходилось несладко: ждать мужей из походов нужно было очень долго, семьи рушились достаточно часто. Кроме того, подводные лодки, особенно атомные, - это сложнейшие механизмы, которые сопряжены с большой опасностью. 24 года назад погиб легендарный «Комсомолец», 12 лет назад - «Курск», в истории подводного флота много трагических страниц...

- Чем занимаются моряки во время длительных походов?

- Если брать современный атомоход, то стоит сказать, что работы там хватает. Сложнейшие механизмы требуют постоянного изучения и наблюдения, сейчас на подлодках не служат матросы, потому что за год они просто не успевают все освоить. Кроме того, атомные силовые установки позволяют устраивать на лодке развитую инфраструктуру для работы и отдыха. В подводных лодках есть спортзалы и бассейны, курилки и сауны, там много света и хорошо работают кондиционеры. Дизельные подлодки такой роскоши себе позволить не могут. Экипаж все время занят вопросами боевой подготовки. Кроме того, моряки - люди очень чистоплотные, минимум три раза в день проводится малая приборка, а по субботам и большая, все драят с шампунями. А после этого специальная комиссия определяет уровень чистоты. Лучшие отсеки поощряют, награждают пирогами, сгущенкой и тушенкой. Раньше с собой в походы мы брали огромные киноустановки, сейчас с этим проще, все более компактно. К тому же на борту всегда имеется библиотека, скучать не приходится. Для тех, кто долгое время находится в дали от дома, очень важно чувствовать тепло и заботу близких. Поэтому перед походом всегда составляется список дней рождения и прочих праздников, для каждого именинника на диски или иные носители записываются поздравления от родных и близких. Это очень греет душу среди повседневной работы.

   
   

- Как люди, не связанные с морфлотом, могут представить масштабы и возможности подводной лодки?

- Современные подлодки в длину более 100 метров, а в высоту - от пятиэтажки и выше. Это целый многоэтажный дом, только основная часть его, как у айсберга, спрятана под водой. Средняя глубина погружения такой махины - 300 - 400 метров. Легендарный «Комсомолец» однажды погрузился на 1029 метров - абсолютный рекорд, а с глубины 800 метров смог произвести условный залп по условному противнику. Рекордсменом по быстроте была «Золотая рыбка», под водой она смогла развить скорость около 80 километров в час. На глубине 10 метров на каждый квадратный сантиметр лодки давит одна атмосфера, а на ста метрах - центнер. Именно поэтому подлодка должна быть очень крепкой, в ней нет «окон». Это, условно говоря, такая железная бочка с тремя затычками, которая двигается только по приборам.

- Встречаются ли в таинственных глубинах подводные чудища?

- Лично мне не приходилось встречать ничего подобного, а вот подводники-атомщики, ходившие в Атлантику, часто рассказывали о каких-то непонятных существах, которых они называли «квакерами». По их словам, те появлялись время от времени и начинали следовать за лодкой, издавая звуки, напоминающие кваканье. Может быть, это были киты, может быть, кто-то еще, неизвестно. У подлодок нет ни иллюминаторов, ни мощных прожекторов, а вода уже на глубине ста метров, как молоко, ничего не видно. Что там шумит и квакает, понять трудно. Рассказывают еще, что в районе Антарктиды моряки видели непонятных летающих существ, которые появлялись из воды, кружились над лодкой, а потом снова скрывались в пучине. Было это все вправду или не было, не знаю, моря и океаны хранят еще много тайн... 

Смотрите также: