«Биатлонисты должны выиграть!» Олимпийская чемпионка – о сочинских надеждах

Надежда Таланова стала последним факелоносцем эстафеты олимпийского огня в Смоленске. © / Ксения Матвеева / АиФ-Смоленск

Олимпийская чемпионка по биатлону, многократная чемпиока мира и Европы, Надежда Таланова сейчас тренирует детей в спортивной школе и продолжает внимательно следить за тем, что происходит в большом спорте. В интервью корреспонденту smol.aif.ru олимпийская чемпионка, чемпионка мира и Европы, заслуженный мастер спорта рассказала о наболевшем и о своих надеждах.

   
   

«В Красной Поляне смогут тренироваться только топовые спорстмены»

Михаил Ефимкин, smol.aif.ru: Надежда Александровна, будете следить за Олимпиадой в Сочи?

Надежда Таланова: Конечно, меня уже пригласили. Биатлонисты и лыжники должны выиграть, они очень сильные, настоящие трудяги. Но им нужно будет выложиться по полной. У нас такой спорт, что долю секунды упустил – и не чемпион, хотя силы были равные. На себе прочувствовала.

- Что может принести проведение Олимпиады нашей стране?

- Олимпиада – это очень прибыльно и выгодно. Организаторы зарабатывают миллионы только на телевизионной рекламе. Плюс питание, сувениры, входные билеты на соревнования. К тому же строится много спортивных объектов, которые будут приносить прибыль и пользу еще долгие годы . Если бы на нынешнюю Олимпиаду потратили столько денег, сколько планировалось, то было бы гораздо лучше.

Критический предел

- Какие у вас остались впечатлении от эстафеты олимпийского огня в Смоленске?

   
   

Сначала было интересно на эмоциях, сейчас перегорело. Столько денег потратили, а лучше бы эти же суммы на развитие спортивных секций отдали. Так и хочется сказать: «Не надо мне этот факел, купите мне лыжи». А то не на чем тренировать наше будущее.

- Надежда Александровна, кто поедет на Олимпиаду в Сочи от Смоленска?

- Смоленск и Олимпиада – это два разных полюса. Никто у нас на Олимпиаду в Сочи не едет. Может быть, кто-то и собирается, но сильно в этом сомневаюсь. У нас в городе неплохая команда по шорт-треку, но там очень сильная конкуренция. Для того чтобы ездить на Олимпиады и побеждать, нужно заниматься не в таких спортивных школах-подвалах и иметь нормальные трассы и базы.

- Что нужно смолянам, чтобы у них все-таки появилась возможность поучаствовать в Олимпийских играх?

- Нам нужны хорошие условия для тренировок: лыжная трасса и лыжная база, детское стрельбище. Для развития спорта нужно хорошее финансирование. Оборудование и обмундирование для тренировок стоит очень дорого: минимальный комплект биатлониста-юниора обойдется более чем в 30 тысяч рублей. Такое могут позволить себе только состоятельные люди. Но ведь есть дети из семей с невысоким достатком, которые хотели бы выбиться за счет спорта, но не могут.

Новая лыжероллерная трасса должна дать толчок к развитию биатлона в Смоленской области. Фото: АиФ-Смоленск / Михаил Ефимкин

- Когда смоляне в последний раз ездили на зимнюю Олимпиаду?

- Наверное, я и была последней в 1998 году, хотя в 2002 году в Солт-Лейк-Сити ездила наша Наталья Дмитриева, мастер спорта мирового класса по шорт-треку. Конкуренция в спорте очень высокая, поэтому и здесь, на самом начальном этапе, нужно соревноваться, чтобы смогли выбиваться самые сильные. А сейчас у нас проблема детей в секцию набрать. Уровень спортивной подготовки очень низкий, а чуть-чуть упустишь момент, никто и заниматься не хочет. Пятый класс – это критический предел.

Непопулярный спорт

- Где вы сейчас тренируете своих подопечных?

Зимой тренировки у нас проходят в Реадовке, но проблема в том, что там везде ходят люди и мешают нам тренироваться. К сожалению, пока почти ни у кого нет понимания, что спортсменам нужно уступать дорогу. Более того, именно мы прокладываем трассы в парке, по которым все ходят. Часто получается так, что люди просто гуляют по тем же горкам, где катаются биатлонисты, это очень опасно. Мамы с колясками или маленькие дети зачастую идут на мчащихся лыжников. Если я еще могу среагировать и свернуть в последний момент, чтобы избежать столкновения, то мои ученики так еще не могут. По выходным и в каникулы в Реадовке очень много людей, и тренироваться просто невозможно. Кто-нибудь обязательно остановится среди трассы и начнет разговаривать, вот как тут потренируешь «классику». Мы, конечно, не против, чтобы кто-то пользовался нашими трассами, но они должны уважать спортсменов. В таких условиях готовиться к крупным соревнованиям невозможно.

- Сколько детей у вас сейчас занимается?

- По списку - 30 человек, половина из них – более-менее целеустремленные, остальные – больше для здоровья. Реально довести до хорошего уровня человек семь. Большинство просто не выбирает спорт: английский, «художка», а на тренировки времени не остается.

Юным биатлонистам в спортивных школах Смоленска не хватает винтовок. Фото: АиФ-Смоленск / Михаил Ефимкин

- Есть ли в Смоленске хорошие трассы для тренировки?

- Лет 13-14 назад была хорошая трасса на «Протоне», но сегодня она уже непригодна для тренировок. Были и еще проекты, пусть дорогие, но достойные того, чтобы там катались даже москвичи, а не проезжали мимо по пути в Белоруссию. Пока в высших сферах не будет знакомых и, главное, заинтересованных людей, сделать что-либо очень сложно.

- Недавно в Смоленском Поозерье на базе «Чайка» открылась новая биатлонная трасса, поможет ли она решить проблемы?

- На «Чайке» сделали прекрасную трассу, такой сейчас нет даже в Подмосковье, но вот лагерь там пока не сделаешь и детей туда не вывезешь. Когда мы свозили туда детей, у них загорелись глаза, им захотелось тренироваться. Но кто оплатит их проживание там? Если на питание еще хватает, то на все остальное денег нет. Иногда детей за свои средства вывозит глава Смоленской областной федерации биатлона Юрий Векшин, но этого пока недостаточно. Последние годы нас возят на Соколью гору, но взять можно не всех, материально-техническая база там слабая, да и непонятно, поедем ли мы туда хоть на одну смену в этом году.

Это все лыжи, которые есть в спортивной школе, где преподает Таланова. Из них для нормальных тренировок пригодны только две пары. Фото: АиФ-Смоленск / Михаил Ефимкин

- В Смоленске активно пропагандируют спорт, построили много объектов на базе академии физической культуры. Это сможет изменить ситуацию к лучшему?

- А кто будет поступать в эту физакадемию, если дети у нас спортивно неподготовленные? Сейчас у многих спортшкол нет даже возможности сводить детей раз в неделю в бассейн и «тренажерку» для общего развития. Объекты, о которых вы говорите, - это хорошо, но для нас они недоступны. Многие просто не могут платить за их посещение. Да и в имеющихся в городе бассейнах дело до драк в очередях доходит. Чтобы люди занимались спортом, их нужно мотивировать и давать возможности, а у нас пока все приходится показывать на пальцах.

- Каковы перспективы у детского биатлона в Смоленске?

- Благодаря этой новой трассе в Смоленском Поозерье в будущее смотреть уже не так страшно, но проблем, о которых никто не говорит, еще очень много. Спортсменам нужен большой настрел, а патроны дорогие, в лучшем случае стреляют они в 10 раз меньше нормы. Кроме того, ружья сейчас продаются только по лицензии, что значительно усложняет процесс комплектации спортивных школ. А сами спортсмены ничего купить не могут. Раньше винтовки были у всех, проблем не было, сейчас все под замком. Пусть уже какие-то лазерные придумают, чтобы ситуацию как-то разрешить.

Открытие лыжероллерной трассы в Демидовской в сентябре 2013 года. Слева - Надежда Таланова, в середине - Александр Тихонов, легенда советского биатлона. Фото: АиФ-Смоленск / Михаил Ефимкин

Досье

Надежда Александровна Таланова родилась 17 апреля 1967 года в поселке Кизнер Удмуртской АССР. Советская и российская биатлонистка, олимпийская чемпионка 1994 года, многократный призер чемпионатов мира, трехкратная чемпионка Европы по биатлону 1998 года, заслуженный мастер спорта. Полковник в отставке. Работает тренером в СДЮСШ № 4.