Большая часть договорённостей о сотрудничестве смоленских и белорусских машиностроительных предприятий, подписанных осенью 2012 года на заседании рабочей группы по развитию торгово-экономических и иных отношений между Смоленской областью и Республикой Беларусь (РБ), не выполнены. Почему это произошло и как исправить ситуацию, разбирались участники второго заседания, прошедшего у конце прошлой недели в Смоленске.
Все не так, как надо
Белорусскую делегацию на встрече возглавлял министр транспорта и коммуникаций РБ Анатолий Сивак. На встрече с губернатором Смоленской области Алексеем Островским, а потом и на самом заседании двухсторонней рабочей группы ему пришлось выслушать немало напоминаний о неприятных фактах.
Так, например, разладилось взаимопонимание между Смоленским автоагрегатным заводом (СААЗ) и белорусскими предприятиями, входящими в производственное объединение Минского тракторного завода (МТЗ): Минский тракторный, Минский автомобильный и Минский моторный и Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов. Согласно программе взаимодействия смоленское предприятие должно было поставлять комплектующие для белорусских коллег. Для этого на СААЗе даже были подготовлены и запущены дополнительные производственные мощности. Однако белорусы неожиданно, нарушив договоренности, решили обойтись своими силами и создали подобное производство сами. Смоленский завод оказался не у дел.
«Произошло снижение объемов поставок крепежных изделий Смоленского автоагрегатного завода. На данный момент заявки на покупку коробок передач от Минского автозавода в адрес СААЗа не поступают вовсе», - рассказал на заседании первый заместитель губернатора Смоленской области Михаил Питкевич.
Затормозился и еще один совместный проект СААЗа и МТЗ – сборка автомобилей МАЗ в Смоленске. В 2013 году собрали одну такую машину, а потом работа прекратилась.
Не сложилось и у Сафоновского электромашиностроительного завода (часть холдинга «Русэлпром») с ОАО «БелАЗ». Предполагалось, что несколько моделей белорусских самосвалов начнут оснащать электродвигателями из Сафонова, однако и тут партнеры не достигли взаимопонимания.
В начале 2014 года, по словам Михаила Питкевича, полностью встала сборка тракторов «Беларусь» на ОАО «Агропромышленная компания». Причиной остановки являются неурегулированные споры об оплате.
Политика импортозамещения
«Из-за отсутствия окончательной договоренности постоянно растет задолженность, - отметил первый замгубернатора Михаил Питкевич. – Мы постоянно держали руку на пульсе, вмешивались в ситуацию, когда долги превышали определенные рамки. Однако так проблему не решить, необходим комплексный подход к проблемам».
А в корне большинства из перечисленных проблем лежит политика импортозамещения, развернутая в братском государстве. Именно благодаря ей в ряде случаев последовал отказ от российских товаров.
«Многие смоленские предприятия были ориентированы на белорусский рынок – поставляли продукцию, комплектующие изделия для ряда производств в РБ. Но сейчас наши предприятия потеряли возможность сбыта продукции. И здесь, как раз говоря о Союзном государстве, я бы просил вас как куратора нашего региона со стороны правительства РБ попробовать «прозондировать почву» с вашей стороны. Если мы Союзное государство, если мы действительно два братских народа, то нам бы хотелось, чтобы вы, проводя импортозамещение, учитывали бы и наши интересы. Мы теряем ваш рынок».
Инновации отложены
Среди других смоленско-белорусских проектов, говоря о которых приходится использовать частицу «не», создание первых в мире тракторов и автобусов с гибридными приводами. Для работы над ними на Сафоновском электромашиностроительном заводе начали создавать целый промышленно-инновационный комплекс. Удалось собрать один гибридный автобус. На этом дело встало.
«По инициативе русской стороны прекращены работы, проводимые по изготовлению гибридного автобуса, единственный образец автобуса находится в Минске», - отметил Михаил Питкевич.
Другое белорусское предприятие – ОАО «Амкодор» - свернуто сотрудничество по разработке фронтальных погрузчиков из-за отсутствия конструкторско-технологических кадров . А нехватка денег на Минском заводе колесных тягачей привела к тому, что так и не началась работа по созданию специального многоколесного шасси.
«Также не выполнен пункт протокола первого заседания о широкой презентации проекта, направленной на продвижение минигидроэлектростанций на основе генераторов. Соответствующие визиты должны были состояться с обеих сторон, но они не состоялись», - отметил первый заместитель губернатора Смоленской области Михаил Питкевич.
Министр Анатолий Сивак заверил, что готов содействовать в решении конкретных вопросов промышленной кооперации, поднимая их на уровне правительства своей страны.
Справка
Гибридный автомобиль — автомобиль, использующий для привода ведущих колёс более одного источника энергии. Современные автопроизводители часто прибегают к совместному использованию двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя.