Смоленская область с завидной постоянностью попадает в первые строчки рейтингов популярных у российских туристов направлений. Экскурсовод Михаил Ефимкин рассказал, за что любят Смоленск его гости.
С миру по лампочке
Валерия Нелюбова, «АиФ-Смоленск»: - Михаил, Смоленск регулярно попадает в рейтинги востребованных туристический направлений в новогодние каникулы. Как вы думаете, почему?
Михаил Ефимкин: - У нас всё очень дёшево по сравнению с другими регионами. Таких цен на экскурсии вы не найдёте больше нигде. Я сам сравнивал предложения гидов в разных городах на популярных агрегаторах экскурсий и был поражён тем, насколько в Смоленской области конкурентные цены. При этом есть на что посмотреть. Хотя тут всё будет зависеть от того, кто и как преподнесёт наследие Смоленска туристам. Но у нас много классных гидов! Плюс у нас достаточно дешёвый общепит, можно поесть и на 200 рублей, чего невозможно себе представить не только в Москве, жители которой являются основными туристами, приезжающими в Смоленск, но и в других городах центральной России. Гостиницы остаются, пожалуй, самой дорогой частью пребывания в городе, но они дорогие всегда и везде, при этом у нас можно остановиться в хороших условиях и за 2000 рублей в сутки, а если люди согласны на хостел, то можно посетить город очень бюджетно.
- Как вы оценили новогоднее убранство Смоленска в этом году?
- Прогресс не стоит на месте. Ребята из «Среды по четвергам» молодцы, они действительно создают новогоднее настроение в этом году своей ярмаркой на площади Ленина. Спасибо им за это! С праздничным трамваем задумка была хорошая, но реализация подкачала. Лампочек на нём объективно должно было быть больше. Настроение действительно создаётся из мелочей, как сказал глава города, но эти мелочи мы можем и должны создавать сами. Если каждый предприниматель украсит свой магазин, организация - фасад, а собственник - квартиру, то город станет более жизнерадостным. Это нужно делать всем миром.
На экскурсии очень полезно ходить взрослым смолянам, которые в суете будней забывают, в каком городе живут: иногда их захлёстывают просто поразительные эмоции.
Раскрутить бренд
- Поддерживаете ли вы идею, что будущее - за событийным туризмом?
- Люди всегда путешествовали и будут путешествовать. Зачастую даже выезд в соседний регион может стать хорошей встряской для человека, смена привычных декораций помогает отдохнуть. А если в этом месте происходит ещё и какое-то интересное событие – вообще прекрасно. Событийный туризм - это очень важная часть туризма в целом, он делает край узнаваемым, помогает отличать его от других. Сегодня Смоленская область остро нуждается в мощной рекламе и узнаваемости своих брендов за пределами региона. У нас есть что показать, но об этом пока мало кто знает, к сожалению, фраза, которую регулярно повторяет один из наших ведущих туроператоров про «потерянный рай», всё ещё актуальна. Но у нас хватает истории, чтобы проводить интересные, событийные мероприятия минимум каждый месяц.
Такой настоящий
- К вам приехали друзья из-за границы, допустим, Европы. Куда поведёте в Смоленске? Какие у нас самые «выгодные» места и ракурсы?
- Я вожу и русских, и иностранцев по одним и тем же маршрутам. Наш город прекрасен во всех его проявлениях, и поэтому, если человек заинтересован, он обязательно проникнется увиденным. Другой вопрос, что европейцы и американцы далеко не всегда знают историю России, поэтому для них нет необходимости знакомиться с городом подробно, так как для понимания некоторых моментов им не хватает культурного контекста. Хватает каких-то реперных точек: Успенский собор, крепостная стена, объекты, связанные с наполеоновскими войнами, храмы XII века. При всём этом история Смоленска так тесно переплетена с историей Москвы и Европы, что какие-то аллюзии присутствуют везде, главное - показать их. За последние два года у меня на экскурсиях были гости из Швеции, Японии, Германии, США, Греции, Италии, Филиппин. Всем город понравился. Здесь многое зависит от гида, который всегда чувствует гостя, понимает, нужно ли ему рассказать что-то ещё или можно двигаться дальше. Пару месяцев назад у меня была очень интересная экскурсия, пожалуй, исключение из правил. Два американца, которые много лет живут в Москве, решили выбраться в Смоленск. После нашей четырёхчасовой прогулки они были поражены и восхищены точно так же, как могут быть поражены историей Смоленска русские люди. Это было удивительно. Куда нужно сводить иностранца обязательно: в собор и на крепость, с поправкой на сегодняшнюю ситуацию вокруг неё. Это те места в Смоленске, где мы прикасаемся к истории, проникаемся ею, погружаемся в неё.
«Внимание, унавожено!»
- А какие локации вы бы постарались скрыть от глаз туристов и почему?
- Несомненно, проблемы в городе ещё есть, их много, есть места, за которые стыдно, но, по моему убеждению, иногда контраст полезен. Сейчас люди много путешествуют, они видели реставрации, новоделы и много глянца, а всем хочется настоящей жизни, реальных эмоций. Смоленск в этом отношении настоящий, он не скрывается под масками, наверное, поэтому и оставляет след в памяти. Цифры и даты быстро забываются, эмоции от посещения города хранятся всегда. Возьмём наш многострадальный восточный участок крепостной стены. Раньше, когда мы на него ходили, всегда приходилось предупреждать: «Внимание, унавожено!» И это никого не пугало, совершенно никого. Перепрыгнуть через грязь несложно, сложно научить людей убирать за собой. Как говорится в популярной на просторах интернета фразе: «Хотите жить в цивилизованном обществе, перестаньте бросать мусор и не заметите, как вы там окажетесь».