Хорошо известно, что самым первым каменным архитектурным сооружением Смоленска был Успенский собор, заложенный в 1101 году Владимиром Мономахом на Соборном холме. Вероятнее всего, тогда же вокруг холма были построены первые деревянные оборонительные сооружения города, превратившие его в детинец, а рядом с собором сооружен княжеский дворец.
Что мы знаем первом соборе
К сожалению, немного, потому что от древнего смоленского собора ничего не сохранилось. Но мы знаем, что приблизительно в это же время на северо-востоке Руси, в Суздале, Владимиром Мономахом из камня также возводится аналогичный Успенский собор. На основе археологических данных полученных Николаем Ворониным, можно думать, что, как и в Суздале, первоначально смоленский собор был крестовокупольным одноглавым четырехстолпным и трехапсидным, а с западной стороны к нему был пристроен нартекс - пристройка, которая всегда располагается именно с западной стороны и изнутри полностью открыта в основной объем храма.
Ученые Николай Воронин и Павел Раппопорт в своей книге «Зодчество Смоленска XII – XIII вв.» вышедшей в 1979 году приходят к выводу о том, что хотя в летописях не сохранилось упоминаний об успешном завершении строительства смоленского собора, он был завершен и освящен. Исследователи также считают, что в 1101 году Успенский собор Смоленска возводили специально для этого приглашенные мастера–строители из города Переяславля-Южного, а сам Смоленск до учреждения здесь собственной Смоленской епископии в церковном отношении также подчинялся епископу из Переяславля-Южного.
«И постави епископа к церкве святыя Богородици»
1136 год, год учреждения Смоленской епископии родоначальником династии смоленских князей Ростиславом Мстиславичем Смоленским знаменовал собой начало золотого века для Смоленска и Смоленской земли. Древнерусский летописец так описывает это событие – смоленский князь Ростислав «приде первое в град Смолинеск на княжение и видя смолинскую церковь, сущую под Переясловлем, и негодова, и здума с бояры своими и с людми, и постави епископа к церкве святыя Богородици, и уял часть от всея области своея и дал святей богородицы и епископу».
Вероятно, новый статус как самого Смоленска, ставшего в один ряд с ведущими и сильнейшими древнерусскими княжествами, так и новый статус Мономахова собора, ставшего епископским и кафедральным, вынудил Ростислава уже в ближайшее время заняться перестрой и расширением старого собора. Ученые убедительно доказали, что в 40-х годах XII в. собор подвергся грандиозной перестройке. В траншеях, заложенных возле современного собора, были найдены два вида плинфы (древнего кирпича). Плинфы первого типа ученые отнесли ко времени строительства собора Владимиром Мономахом в 1101 году, а второго ко времени его реконструкции в 40-х годах XII века.
«Плинфы первого типа составляют 25 – 30% от общего количества найденных фрагментов, а второго более 70%». Грандиозность этой реконструкции подтверждается и тем, что после ее завершения 15 августа 1150 года Успенский собор вновь освятили. Тоже, что 30 сентября этого же года весь детинец был окончательно передан князем Ростиславом смоленскому епископу, может косвенно свидетельствовать о том, князь с семьей до этого момента проживал здесь же, на Соборном холме. А после этого события Соборный холм окончательно превращается в укрепленную резиденцию епископа или епископский замок.
Как выглядел Успенский собор после перестройки
Хотя ни одного изображения того древнего собора не сохранилось, но мы располагаем подлинным и очень точным изображением взятия Смоленска штурмом в 1611 году армией польско-литовского короля Сигизмунда III, выбитым на золотой памятной медали. На ней собор изображен в момент мощнейшего взрыва пороховых погребов, находившихся рядом в толще холма.
Очень хорошо видно, как от чудовищного взрыва разлетаются не только куски стен и сводов, но даже купола и кресты собора. На изображении хорошо видны два купола с крестами и, вероятно, еще одно перекрестье от третьего купола. Очевидно, что древний Успенский собор имел не менее трех куполов. Но, по аналогии с другими сохранившимися кафедральными соборами Древней Руси, прежде всего с Успенским во Владимире также в древности перестроенным, можно предполагать, что реконструированный Ростиславом смоленский собор имел не менее пяти куполов.
Имеется и подтверждающее сообщение 1668 года смоленского воеводы Репнина о том, что для восстановления собора, разрушенного взрывом в 1611 году, нужно сделать восемь каменных или деревянных столбов и пять глав.
Близнец полоцкой Софии
Но есть также и другие правда косвенные факты, которые свидетельствуют в пользу того, что после реконструкции Ростислава собор мог иметь семикупольное завершение. На такую мысль, прежде всего, наводят безуспешные попытки в течение почти ста лет в XVII – XVIII веках восстановить смоленский Успенский собор именно как семиглавый. Имеется и еще одна догадка, правда пока еще это всего лишь гипотеза.
Дело в том, в середине 40-х годов XII века князем Ростиславом в Смоленске было развернуто грандиозное каменное строительство. Именно в это время, практически одновременно строились – Борисоглебский собор на Смядыне, новый княжеский комплекс в Заднепровье (княжеский дворец и церковь Петра и Павла), раскопанный Д.А. Авдусиным храм в Перекопном переулке. В этот ряд следует добавить реконструируемый Успенский собор и может быть еще другие, неизвестные нам памятники.
Мог ли зодчий из Чернигова, приглашенный со своей артелью князем Ростиславом в Смоленск справиться с одновременным строительством такого огромного количества сооружений? Возможно. Но это может относиться только к однотипным и не очень сложным в архитектурном исполнении сооружениям. Реконструкция же уже существующего Успенского собора сама по себе была настолько сложна и требовала столько внимания, что вряд ли один зодчий, имевший такой огромный объем работ смог бы уделять должное внимание еще и ей.
Отсюда следует, что сложнейшую реконструкцию могли поручить какому-то другому зодчему. Кому же? Возможное семиглавие собора наводит на мысль, что такой зодчий мог быть приглашен из соседнего Полоцка. Ведь известно, что древний полоцкий Софийский собор, построенный во второй половине XI века, был семиглавый. Также известно, что в древности Смоленск соперничал не с Киевом или Новгородом, а с Полоцком. Может быть, именно поэтому Ростислав хотел иметь в своем стольном городе главный собор не хуже, чем в соседнем гордом Полоцке?
Продолжение читайте на smol.aif.ru в следующую субботу