Примерное время чтения: 10 минут
2893

Записки историка: строительная культура древних смоленских мастеров

Сюжет Записки историка: потерянные памятники Смоленска
Порядовая кладка. Полуколонна,  южная стена, церковь Петра и Павла, XII в.
Порядовая кладка. Полуколонна, южная стена, церковь Петра и Павла, XII в. / Владимир Марков / АиФ

После того, как было рассказано обо всех известных и исследованных на данный момент памятниках древней смоленской архитектуры, хотелось бы вкратце коснуться темы древней строительной культуры и рассмотреть хотя бы некоторые вопросы. Например, такие: кто строил древние смоленские храмы? Каковы были отличия смоленской строительной технологии от технологий в  других землях Древней Руси (и какие это вообще были технологии)? Были ли древнерусские и смоленские строители такими же «вольными каменщиками» как и их европейские коллеги, или нет?

Знаки и клейма на плинфах

Выше уже упоминалось о том, строители начавшие работать в Смоленске в середине 40-х годов XII века приехали из Чернигова. Вероятно, именно ими была привнесена такая особенность древнего смоленского зодчества, как знаки на кирпичах-плинфах. Это изображения похожие либо на римские цифры, либо на буквы кириллицы или латиницы, либо прочие, часто совершенно непонятные изображения (украшения) на торцах (боковых сторонах) кирпичей-плинф.

«Сопоставления знаков с процессом изготовления кирпичей привело к выводу, что <…> данные знаки производственные. Ими метили верхний кирпич каждого штабеля сырцов («банкет») для того, чтобы определять день формовки штабеля или партию, предназначенную для одновременного обжига в печи». Иногда среди разных знаков встречаются и княжеские. «Обычно подобных знаков бывает очень немного (по одному знаку в памятнике), хотя иногда в нескольких вариантах рисунка». В Смоленске княжеские знаки на торцах кирпичей были встречены в Борисоглебском соборе (там же был обнаружен и большой княжеский знак в виде клейма на постелистой (боковой) стороне плинфы), вероятно, в древнем Успенском соборе на Соборной горе, церкви Василия, Троицком соборе на Кловке.

Но, на кирпичах-плинфах изготовленных в Смоленске встречаются не только знаки. Имеется и много клейм-оттисков в виде печатей, поставленных древними плинфотворителями на большой внутренней (постелистой) поверхности, когда кирпич-плинфа был еще сырым. Причем, подавляющее большинство клейм ставилось во время раннего периода строительной деятельности в Смоленске, то есть в 40-х – 70-х годах XII века.

Клеймо на плинфе 60-х годов XII века. Церковь на Большой Краснофлотской, раскопки 2013 года. Фото: АиФ / Владимир Марков

Подобные клейма кроме Смоленска известны только в Полоцке, поэтому, вероятнее всего, по крайней мере, часть высококвалифицированных ремесленников изготавливавших плинфу (плинфотворителей) перебралась в Смоленск из Полоцка. Кстати, до сих пор не совсем понятно зачем древние мастера наносили их на плинфу. Также в Смоленске иногда на постелистые (боковые) стороны плинф, когда они были еще сырыми, острой палочкой наносились изображения в виде знаков, букв, символов, рисунков, и просто каких-то непонятных каракулей. Эти изображения называются граффити.

Кирпичеобжигательные печи

Процесс обжигания кирпичей-плинф в Древней Руси до сих пор изучен очень слабо. К настоящему времени найдено и исследовано всего около десятка остатков печей действовавших в древнерусское время. Печи обнаружены: в Киеве, Суздале, возле Старой Рязани, в Чернигове и в Смоленске. Причем, более ранняя печь, найденная и исследованная в Чернигове такого же типа, как и смоленские, опять же является очередным свидетельством того, что строительная артель прибыла в Смоленск именно из Чернигова.

В Смоленске «в 1962 году во время раскопок собора на Протоке <…> были обнаружены остатки печи, а в 1963 году были произведены раскопки». Печь была врезана в «северный склон холмистой гряды», она круглая в плане, диаметром более 4 метров. Ее наружная стенка была сложена из сырцовых кирпичей, «уложенных в один ряд длинной стороной вдоль стенки. Кладка выполнена на глиняном растворе, толщина швов 3 – 4 сантиметров. 

Кирпичнообжигательная печь в Смоленске на улице Пушкина. Раппопорт. Кирпич в Древней Руси (Памятники науки и техники). Москва. 1989. Фото: АиФ / Владимир Марков

Внутри печь перегорожена семью поперечными стенками-перемычками, расстояния между которыми 15 – 20 сантиметров. В отличие от наружной стенки перемычки сложены из обожженных кирпичей <…> Через всю печь проходит главный топочный канал, образуемый арочными проемами <…> В северной части печи на линии главного топочного канала находилось устье… Перед этой аркой снаружи расположен узкий канал, ограниченный сырцовыми стенками…» Еще одна подобная печь была обнаружена в 1972 году в западной части Смоленска на склонах Чуриловского оврага, на улице Пушкина. В 1973 году она была раскопана.

Петр Раппопорт считает, что «печи, раскопанные в Смоленске, <…> судя по формату их кирпича не вполне одновременны. Печь Протоке была сооружена в конце XII века и перестроена в самом начале XIII века, тогда как печь, построенная на улице Пушкина, построена чуть позже, по-видимому, в 1230 году». Может быть, эта печь была сооружена в связи со строительством Спасского монастыря в верховьях Смядыни? Следует заметить, что в древнерусское время в Смоленске кирпичеобжигательных печей было гораздо больше.

К такому выводу пришел Петр Раппопорт на основании реконструкции производительности этих печей. – «Чтобы обеспечить строительство храма средней величины, должны были в течение двух сезонов одновременно работать не менее десяти печей такого типа, как раскопанные в Смоленске». К сожалению, уникальная печь, раскопанная возле собора на Протоке, не дошла до нашего времени, так как была уничтожена. Впрочем, еще раньше была уничтожена еще одна кирпичеобжигательная печь, обнаруженная в 1931 году на правом берегу речки Малой Рачевки.

Кирпичнообжигательная печь в Смоленске на Протоке. Раппопорт. Кирпич в Древней Руси (Памятники науки и техники). Москва. 1989. Фото: АиФ / Владимир Марков

Несколько слов о технологии каменного строительства

В древнерусское время известны два основных способа кирпичной (плинфяной) кладки. Первый способ, это так называемая кладка со скрытым рядом. Особенность ее заключалась в том, что каменщик укладывал следующий ряд кирпичей, отступая от края стены, как бы утапливая кирпичи в глубине кладки, и затем замазывал наружную часть кирпича раствором. Поэтому при такой технике, кирпичи на любой стороне стены видны через ряд. Этот древний способ строительства пришел в Древнюю Русь из Византии, поэтому именно в такой технике построены самые древние храмы Киева, Чернигова, Новгорода и Полоцка. Второй способ, это обычная порядовая кладка, которая применяется в строительстве до сих пор. В Древней Руси эта передовая техника строительства появилась в конце XI века в Чернигове. Современные ученые считают, что в Чернигов она попала из северной Италии. Из Чернигова техника порядовой кладки попала в Смоленск и другие древнерусские земли.

Цемянка (строительный раствор), рубеж XII - XIII вв. Собор на Протоке. Фото: АиФ / Владимир Марков

Следует заметить, что в Смоленске, в отличие от других земель Древней Руси, где архитектурные сооружения также возводились из плинфы, совершенно не использовали при кладке стен как строительный материал камни. Здесь стены возводились исключительно из плинфы. Особенностью смоленского строительства также было добавление в известковый раствор наряду с толченым кирпичом (цемянкой), фракциями песка или мелкой гальки и кусочков углей.

«Каменосечци и зиздателе полат каменных» 

Из древнерусских летописей до нас дошло слово «мастер». Известно, что мастерами в древнерусское время называли как зодчих, так и целые строительные артели. Например, «мастеры от грек», строившие Десятинную церковь в Киеве и «мастери церковни», строившие Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Также очевидно, что древнерусские строительные артели, в том числе и работавшие в Смоленске состояли из самых высококвалифицированных мастеров. А архитекторы, возглавлявшие эти артели, вероятно, должны были сочетать в себе качества хороших организаторов с очень большими (если не выдающимися по временам средневековья) знаниями.

Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о тесной связи княжеской власти с древними строителями. «Например, о князе Рюрике Ростиславиче сказано, что он имел «хотение же… ко всим церквам и любовь ненасытну о зданьих». А при строительстве Георгиевского собора в Юрьеве-Польском летописец написал, что князь Святослав «сам бо мастер» <…> О тесной связи монументального строительства с княжескими заказами и, видимо, о прямой феодальной зависимости строительных артелей от князя свидетельствуют княжеские знаки, обнаруженные на кирпичах и камнях». Впрочем, это не удивительно, учитывая запредельную стоимость затрат на строительство даже небольшого каменного храма в то время. Очевидно, что потянуть это непосильное бремя мог только князь, или, в крайнем случае, епископ, и то, только в очень богатом торговом городе.

Знаки на плинфе, Борисоглебский собор 1145 г. Рисунок Хозерова. Фото: АиФ / Владимир Марков

Смоленские «вольные каменщики»?

В заключение хотелось бы упомянуть и о некоторых фактах свидетельствующих, о связях древнерусских строителей с их европейскими коллегами. Так, хорошо известно, что в XII веке германский император Фридрих прислал во Владимир своих строителей. Также известно, что в Юго-Западной Руси в XII – XIII веках очень много строили мастера из соседних Венгрии и Польши. Возможно, в составе местных артелей Полоцка и Смоленска также были и какие-то мастера из Северной Европы.

Известно, что в Смоленске по североевропейским образцам была возведена католическая церковь-ротонда. Также на кирпичах-плинфах смоленских храмов изредка встречаются знаки, очень напоминающие латинские буквы, циркули и мастерки. Подобные символы выбивали на стенах средневековых храмов западноевропейские вольные каменщики. На кирпичах-плинфах древних смоленских храмов встречаются и используемые до сих пор масонами загадочные символы-знаки и клейма в виде пятиконечных и шестиконечных звезд.  К сожалению, до сих пор никто достоверно так и не установил, что означали эти знаки тогда.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах