Примерное время чтения: 9 минут
1058

Записки историка: Спасский собор в верховьях Смядыни. Часть вторая

Сюжет Записки историка: потерянные памятники Смоленска
Владимир Марков / АиФ

История средневекового Смоленска до сих пор полна неразрешимых загадок и противоречий. И одной из них является строительство Спасского монастыря в верховьях речки Смядыни. Можно ли доверять поздним письменным источникам, в которых упоминается, что строителем этого монастыря был князь Ростислав Мстиславич? И если  да, то, что это был за князь и когда он правил в Смоленске?

Раннее смоленское летописание

Николай Воронин обратил внимание на то, что в Кратком летописце, составленном в конце XV века, и сборнике Киевского Михайлова Златоверхого монастыря содержатся отрывки летописного характера о Смоленске XII – XIII веков не отраженные в других древнерусских летописях. На основании этого факта им был сделан вывод о том, что «это - следы недошедшей до нас древней смоленской летописи. Как можно заключить, она была внимательна к внутренней жизни Смоленской земли, в частности к фактам гражданского и церковного строительства. Однако эти летописные записи дошли до их списателей XV – XVII веков уже в достаточно искаженном виде. Тем не менее, и они драгоценны, а продолжение поисков, несомненно, принесет и новые находки».

Почему же эти драгоценные сведения дошли до нас в таком искаженном виде? Николай Воронин приходит к выводу, что «собственно смоленская древняя летопись была в Смоленске утрачена уже в XV веке. Видимо, это было следствием падения Смоленска в 1404 году…» Вероятно, все древние смоленские летописные своды были вывезены из Смоленска Витовтом, после окончательного покорения им города. Поэтому, после нового оживления смоленского летописания «в конце XV века при дворе смоленского епископа Иосифа Салтана (Болгариновича)», летописец, работавший в Смоленске «около 1500 года, вносил пополнения и поправки не на основе старых летописных текстов, а на основании устных преданий, памятников старины и случайных смоленских записей».

Очевидно, что вышеизложенные факты с осторожностью, но позволяют доверять дошедшим до нас поздним письменным источникам. В таком случае, Спасский собор действительно мог построить какой-то смоленский князь Ростислав Мстиславич. Только какой?

Спасский собор. План раскопанного здания. Воронин, Раппопорт. Зодчество Смоленска XII - XIII вв. Ленинград. 1979. Фото: АиФ / Владимир Марков

Три смоленских князя

Мы уже выяснили, что первый Ростислав (Михаил) Мстиславич Смоленский, княживший в Смоленске в 1125 – 1159 годах не мог быть строителем Спасского собора, прежде всего потому, что этот храм как и весь монастырь был возведен в XIII веке. Научные открытия последних лет позволяют нам гораздо  полнее представить события, происходившие в Смоленске в первой половине XIII века. Теперь мы точно знаем, что в конце 30-х годов XIII века (вероятно, в 1238 – 1239 годах) в Смоленске княжил Ростислав Мстиславич, младший сын Мстислава Романовича Старого.

Вероятно, именно им  возле Троицкого монастыря на Кловке был установлен межевой камень с княжеским знаком (пятном) и надписью: «Степан ти(в?)ун напсал пятн Ростиславль». Из печати, привешенной к Договору неизвестного смоленского князя (договору К) нам также известно, что крестильным именем этого князя было – Борис. Также, совершенно очевидно, что за столь короткое время своего правления этот князь не мог возвести ни Спасский собор, ни тем более весь монастырь.

Спасский собор. Реконструкция Раппопорта. Воронин, Раппопрт. Смоленское зодчество XII - XIII вв. Ленинград. 1979. Фото: АиФ / Владимир Марков

Известен и  еще один Ростислав (Аввакум) Мстиславич, сын Мстислава Давидовича и внук Давида Ростиславича, княживший в Смоленске в 40-х – 60-х годах XIII века. Можно думать, что именно он и являлся заказчиком строительства Спасского собора в верховьях речки Смядыни. В таком случае Спасский собор, да и весь монастырь в целом мог быть возведен в 40-х годах XIII века. Согласно датировке Петра Раппопорта по формату кирпича это также было одно из самых поздних архитектурных сооружений древнего Смоленска.  

Последний шедевр древней смоленской архитектуры?

Теперь, когда мы выяснили, кто и когда мог построить Спасский монастырь, перейдем к его более детальному описанию. В результате раскопок 1964 года было установлено, что Спасский собор был четырехстопным храмом с одним широко открытым внутрь западным притвором, сильно выступающей наружу полукруглой центральной апсидой «и боковыми апсидами, скрытыми в толще прямолинейных крыльев восточной стены». Наружные стены храма украшали сложнопрофилированные пучковые пилястры.

Межевой камень смоленского князя Ростислава (вероятно, 1238 - 1239 годы). Фото: АиФ / Владимир Марков

В процессе раскопок были также открыты боковые пределы – небольшие бесстолпные храмики, примыкающие к восточным углам собора. «От северного придела вдоль северной стены собора тянулась галерея; с западной и южной сторон галереи не было». Было выяснено, что «строительство проводилось в два приема: сперва было возведено основное здание храма, а несколько позже приделы и галерея». В древности весь храм был расписан, а его пол был выстлан парадными поливными майоликовыми плитками.

Рядом с храмом (южнее его) в древности были построены каменные (из плинфы) святые ворота (вероятно, двухпролетные), а над ними была возведена небольшая надвратная церковь. Вероятно, все это сооружение было оформлено в виде башни. Также, когда-то «монастырь, видимо, окружала деревоземляная ограда». В 50-е годы ХХ века руины святых ворот были окончательно уничтожены бульдозером. Руины Спасского собора к настоящему времени также вряд ли уцелели.

Спасский собор. Реконструкция храма и комплекса. Воронин, Раппопорт. Зодчество Смоленска XII - XIII вв. Ленинград. 1979. Фото: АиФ / Владимир Марков

 В процессе раскопок было выяснено, что в XVI веке сильно обветшавший Спасский монастырь был полностью отремонтирован. А окончательно разрушен он был в XVII веке. В результате исследований стало также ясно, что ближайшим аналогом Спасского собора, построенного, как мы выяснили, возможно, в 40-х годах XIII века был храм  на улице Большой Краснофлотской (так называемая «Пятницкая церковь»), раскопанный Иваном Белогорцевым в 1951 году.

Еще раз о так называемой «Пятницкой церкви»   

Сохранившиеся планы и описания храма на улице Большой Краснофлотской, раскопанного Иваном Белогорцевым в 1951 году (к сожалению, затем руины были уничтожены, а на этом месте построен дом № 3), а также датировка по формату кирпича (плинфы) свидетельствуют о том, что он был одним из самых поздних памятников древнего смоленского зодчества. Обнаруженные Иваном Белогорцевым аркосолии «в западной части церкви» также могут свидетельствовать и о том, что заказчиком этого храма был какой-то смоленский князь.

Церковь на Большой Краснофлотской ул. Раскопки Белогорцева 1951 (т. н. Пятницкая). Варианты Реконструкции. Воронин, Раппопорт. Зодчество Смоленска XII - XIII вв. Ленинград. 1979. Фото: АиФ / Владимир Марков

Будем исходить из того, что церкви: у устья реки Чуриловки, на Воскресенской горе и так называемую «Пятницкую церковь» на Большой Краснофлотской улице строил один и тот же зодчий. Причем, церковь на Большой Краснофлотской была самым поздним его сооружением. Которое, в свою очередь послужило прототипом для построенного несколько позднее другим зодчим, возможно, в 40-е годы XIII века собора Спасского монастыря. В таком случае, так называемая «Пятницкая церковь» раскопанная в 1951 году Белогорцевым могла быть построена в 30-е годы XIII века смоленским князем Святославом Мстиславичем, старшим сыном Мстислава Старого, княжившем в Смоленске в 1233 – 1238 годах.

Известно, что его крестильное имя было – Симеон, а это значит, что очень вероятно, что этот храм был воздвигнут во имя св. Симеона. К сожалению, церковь, построенная на неустойчивом грунте в непосредственной близости от Пятницкого ручья, стала быстро разрушаться. Об этом неопровержимо свидетельствует тот факт, что уже вскоре после постройки весь наружный периметр храма «был облицован в одну плинфу, которая примыкала к стенам здания без перевязки, скрепляясь только раствором известковой цемянки». Очевидно, что это было сделано с целью укрепления стен, но надолго не помогло, так как, вероятно, храм рухнул еще в глубокой древности. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах