Еще в дореволюционное время было известно о том, что напротив Соборной горы, под церковью Воскресения, возведенной в 1765 году на Воскресенской горе, находятся руины «большой каменной церкви древнейшего периода, разобранной до 1634 года». Николай Воронин и Петр Раппопорт после проведенного ими в 1964 – 1965 годах археологического изучения развалин древнего храма, пришли к выводу, что в древности это был, вероятно, главный собор богатого торгового Пятницкого конца. Попробуем выяснить, когда и кем он мог быть построен.
Архитектурный облик древнего храма
Раскопками 1964 – 1965 годов было установлено, что вся центральная часть и большая часть северной и западной стен древнего храма находятся внутри храма 1765 года. Но, не смотря на это, Николаем Ворониным и Петром Раппопортом было установлено, что «это был опоясанный с трех сторон галереями большой, шестистолпный (судя по числу фасадных пучковых пилястр) собор с одной массивной апсидой. Жертвенник и дьяконник помещались в прямоугольных угловых частях; их восточные стенки не имеют внутренних полукружий».
Интересно, что «при внушительных размерах церкви ее стены необычайно легки и тонки – всего 1 – 1,02 метра. Последнее (восточное) членение южной стены еще тоньше – 0,85 метра, в связи с чем вторая пилястра имеет один лишний уступ. Это, скорее всего, связано с тем, что угловые восточные части были пониженными по отношению к алтарной апсиде и основному объему здания. В целом план ядра храма производит впечатление удивительной легкости и просторности».
Ученые также установили, что, вероятно, сразу же после строительства храма его внутренняя часть была забутована плотным слоем глины и поднята примерно на 1,5 метра над наружной частью здания и окружающим уровнем грунта. Ввиду малой толщины стен в храме, вероятнее всего, не было хор, хотя они могли быть и деревянные.
«Существенна находка в слое руин некоторых деталей, позволяющих пополнить представление о внешнем облике храма. Так, в щебневом развале юго-западного угла прослежена распавшаяся часть ступенчатой амбразуры окна, включающей поребрик. В развале щебня над средней частью южной галереи был встречен второй, очень разрушившийся при падении блок с частью окна другой формы, видимо с двумя раструбами – наружу и внутрь; средняя часть совершенно разбита. <…> Здесь же, в юго-западном углу, были найдены детали лежавшего на уровне пят закомар аркатурного пояса – плинфа в четверть окружности и полукруглые «донца» арочек».
Необычным по сравнению с другими древними храмами Смоленска, в которых господствовали простые ступенчатые амбразуры, оказался профиль раскопанного археологами южного портала. В него была «введена лицевая полукруглая колонка из лекального кирпича, а в архитектуре прибавился поребрик».
В результате анализа изученных частей древнего храма Николай Воронин и Петр Раппопорт пришли к выводу, что внутреннее пространство древнего храма на Воскресенской горе было удивительно легким и просторным. «Стены не имели членящих плоских лопаток и представляли большую свободу для росписи. Столбы были относительно тонкими и легкими (ширина их лопаток 1,25 – 1,3 метра) и не дробили сколько-нибудь существенно интерьер. Хотя такое сравнение несколько рискованно, скажем, что среди своих современников Воскресенских храм с его легкой конструкцией и простором смотрелся как московский Успенский собор Аристотеля Фиораванти и, вероятно, удивлял смолян XII – XIII веков своей «светлостью, звонкостью и пространством»».
Открытие фресковой росписи
Во время раскопок были обнаружены значительные фрагменты древней фресковой росписи. Причем, как и в других древних храмах Смоленска в церкви на Воскресенской горе были обнаружены как участки с росписью имитирующей мрамор (полилитию), так и участки с росписью в виде белых завес. В аркосолиях храма, также как и в Соборе на Протоке была обнаружена прекрасная фресковая роспись, в виде пелены имитирующая гробовой покров из дорогой узорчатой ткани. Было также найдено несколько уникальных фрагментов фресок изображающих лики старца (Христа?), монаха, святой и ангела. Уникальным оказалось открытие декоративной росписи южного портала храма, делавшей его очень нарядным. Интересно, что для древнерусского зодчества домонгольского периода подобное украшение храма является не характерным.
Исследователи пришли к выводу, что пол храма в древности, вероятно, был из плинфы, но в руинах также были найдены и керамические половые плитки, покрытые разноцветной поливой. Очевидно, что все описанное выше подводит нас к мысли о том, что в древности церковь на Воскресенской горе была значительным красивым и богато украшенным храмом, вероятно соперничавшим с древним Успенским собором, расположенном напротив, на Соборной горе.
Мстислав Давидович строитель - древнего Воскресенского собора?
Когда же была построена церковь на Воскресенской горе? Учеными установлено, что этот большой храм строил тот же архитектор, что и церковь у устья реки Чуриловки. Также, по формату кирпича установлено, что древняя Воскресенская церковь возводилась позднее церкви у устья реки Чуриловки. В предыдущей статье нами было высказано предположение, что возведение храма у устья реки Чуриловки было связано с деятельностью смоленского князя Владимира Рюриковича. В таком случае, заказчиком строительства церкви на Воскресенском холме мог являться княживший в Смоленске после Владимира Рюриковича с 1219 года младший сын Давида Ростиславича – Мстислав Давидович.
Напомним, что именно при нем был заключен выгоднейший для Смоленска торговый договор с Ригой и Готским берегом (Смоленская торговая правда) 1229 года. А это значит, что и его внешнеполитическая и внутриполитическая деятельность была направлена в основном на развитие торговли, которая в самом Смоленске была связана, прежде всего, с Пятницким концом. В таком случае, Мстислав Давидович, для еще большего повышения статуса княжеского Пятницкого конца вполне мог инициировать строительство главного храма-мавзолея в 20-х годах XIII века.
Николай Воронин и Петр Раппопорт не сомневались, что раскопанный ими древний храм на Воскресенской горе также назывался Воскресенским. Так, например, еще в 1609 году в «росписи смоленских посадских людей» упоминаются «посадские люди Воскресенской сотни». В документе 1598 года также упоминается Воскресенская гора. Во время раскопок церкви на Воскресенской горе археологами была найдена и белокаменная надгробная плита с надписью «1709 году януарiа в третие число преставися раба божия воскресенская поподия Пелагея».
Разрушение древнего храма, вероятно, произошло в литовский период истории Смоленска, в XV веке. Советские археологи предположили, что причиной этого процесса могло послужить то, что итак слабое конструктивно здание, к тому же очень сильно обветшало и поэтому его сравнительно тонкие стены больше не смоги выдерживать тяжести главы и сводов.