В августе-сентябре в смоленском креативном пространстве «Штаб» проходила серия мероприятий под названием «Убить дракона в себе», посвящённая теме личной свободы. Основой цикла стала инсталляция молодого художника Елизаветы Часнык, заставляющая задуматься, насколько мы самостоятельны в своих решениях и к чему нас может привести конформизм.
Корреспондент «АиФ-Смоленск» побеседовал с Елизаветой о свободе и несвободе, развитии провинциального города и красоте рукотворных пейзажей.
Приглашение к дискуссии
Ольга Ефимкина, «Аргументы и Факты – Смоленск»: Тем, кто приходил, чтобы увидеть инсталляцию, предлагалось посмотреть советский научно-популярный фильм «Я и другие». Фильм действительно впечатляющий. Особенно меня поразили моменты, когда люди соглашались с тем, что чёрное - это белое, а солёное - это сладкое, просто потому, что все вокруг говорили так. Почему тебе важно было показать это?
Елизавета Часнык: Принимая решения, мы обычно имеем твёрдую убеждённость в том, что знаем, что делаем. Мы верим, что мы независимы и свободны. Уверенность в этом живёт в нас детства. А этот фильм переворачивает представление. Почти каждый из показанных в нём экспериментов ставит под сомнение нашу самостоятельность и существование объективных оснований для принятого решения.
Вообще мы ни к чему этой инсталляцией не призываем. Но предлагаем разобраться, что же означает это заветное слово «свобода». Вся инсталляция - это приглашение к размышлению, к дискуссии на эту тему.
- Как думаешь, если все станут нонконформистами, общество не «сломается»?
- В любом случае что-то сломается, изменения неизбежны, иначе нового не построишь. Но я думаю, что сознательность и самостоятельность людей оздоровит общество. Потому что организм состоит из отдельных клеток. И состояние этих клеток в итоге складывается в самочувствие организма. Он либо болеет, либо живёт и процветает. Каждый свободный человек принимает решения и строит собственную жизнь. Если эта жизнь станет уникальной, яркой, более счастливой, я полагаю, что и общество научится быть счастливее. Но, чтобы меняться, нам нужно понимать, чего мы хотим. Протест из упрямства ни к чему хорошему не приводит, потому что за ним ничего не стоит. Если человек знает, против чего он выступает, но не знает, за что борется, - это тупиковый путь.
Хочу рисовать
- Частью инсталляции была сортировка каточек по четырём ячейкам: что я хочу, но не делаю; хочу и делаю; делаю, но не хочу; не делаю и не хочу. А ты чего, к примеру, хочешь, но не делаешь?
- Как ни странно, ответ - рисовать. Несмотря на то, что творчество занимает много места в моей жизни, но я хочу больше, чем делаю, то есть желания зачастую превышают возможности.
- Ты любишь индустриальные пейзажи. Почему?
- Потому что это красиво. В машинах я вижу красоту человеческих возможностей. Сейчас мы работаем над проектом в Ярцеве, рисуем литейно-прокатный завод. Я была поражена, увидев его масштаб, размах и мощь - и всё это нужно, чтобы получить арматуру - железный прут. Огромное производство с печами, колоссальными температурами, сложными механизмами. И каждый винтик в нём на своём месте. Это торжество человеческой мысли, ведь придуманные инженерами механизмы прекрасны. Моя мама - инженер-авиаконструктор, и она всегда говорит: «Если это некрасиво, оно не полетит». И даже похожие на инопланетян манипуляторы с клешнями для перекладывания металла фантастически красиво работают. Но рисовать заброшенные объекты мне не нравится. Это констатация факта смерти. Когда вижу их, испытываю примерно те же чувства, что и когда встречаю в лесу череп животного. Мне нравятся живые процессы, они вызывают восторг.
Для меня этот проект в Ярцеве - ещё и возможность показать эту красоту другим. На этом заводе пропускная система, посторонним туда не попасть. А мы покажем, что там происходит за закрытыми воротами. Надеемся, что мы сделаем выставочный проект в самом Ярцеве, а потом привезём его в Смоленск.
- В Смоленске есть хорошие площадки для выставок?
- Площадки есть, их становится больше, но некоторым из них не хватает «перезагрузки», так как они не приспособлены для современных запросов. Сейчас появляются новые форматы: театр, который выходит на улицу, музыканты, которые устраивают концерт в парке, что-то новое на стыке дисциплин, видов искусства. Вся среда творческих людей стала преображаться. Если у нас появятся ещё какие-то площадки, которые смогут совмещать разные направления, было бы прекрасно. Сейчас уже недостаточно просто повесить картины на стену, люди хотят большего погружения.
Стоит отметить, что культурная и общественная жизнь в Смоленске сейчас развивается. Того, что уже сделано, ещё очень мало, но уже заметна тенденция. Я думаю, что всем нам стоит больше общаться, потому что многие совместные интересные проекты ещё только зарождаются.
Жизнь в открытке
- Многие смоляне говорят, что, прежде чем развивать культуру, нужно отремонтировать дороги, заменить трубы и так далее...
- С моей точки зрения, надо заниматься всем и сразу по мере возможности, развиваться в разных направлениях. Важно только, чтобы это делалось не для галочки, не для «освоения» средств, не для исполнения наказов, а разумно. Кстати, если говорить о благоустройстве, есть горожане, которые пытаются сами активно менять среду вокруг себя, стоит заглянуть в некоторые дворы, и вы увидите, что люди уже благоустраивают город. Вот только им нужно иногда чуть-чуть помочь.
Мне нравятся живые процессы, они вызывают восторг.
- Уже много лет звучат призывы сделать Смоленск туристическим городом. И очень часто его сравнивают с Великим Новгородом. Но мне не один раз приходилось слышать от туристов, что хотя последний и гораздо благоустроеннее, но нравится меньше, чем Смоленск. Потому что в Новгороде гости как бы попадают в открытку, а в Смоленске видят жизнь.
- Мне не нравится стремление сделать город туристическим. Потому что город должен быть не для туристов, а для тех, кто в нём живёт. Если мы будем своё внимание направлять на улучшение жизни людей здесь, то туристы будут тоже чувствовать себя комфортно. Специально для них, конечно, нужно делать какие-то вещи, например, предоставлять им возможность где-то поселиться, купить сувениры. Но ещё лучше, если эти сувениры и даже достопримечательности будут тем, что город рождает сам. Это должны быть вещи, которые его определяют сами по себе. Ведь путешественникам хочется видеть настоящую жизнь. Я с большим удовольствием, находясь в других странах, если есть возможность, общаюсь с местными людьми, стараюсь погрузиться в среду и понять, как там всё устроено, прочувствовать это. Интересует жизнь людей. Туристическая искусственность города мне не интересна и часто дискомфортна, в ней есть что-то мёртвое, сделанное для чужих глаз.