Фигура композитора Михаила Ивановича Глинки известна в России и далеко за ее пределами. Многие смогут сказать, что именно Глинку считают основоположником русской классической музыки, что он автор опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила».
Кто-то вспомнит о его месте рождения и детских годах, проведенных в смоленском Новоспасском. Однако то, как еще относительно молодой композитор провел свои последние годы, для большинства – белое пятно его биографии.
В день 160-й годовщины смерти Глинки SMOL.AIF.RU собрал информацию о непростом последнем десятилетии в жизни композитора.
Последняя любовь
Говоря о последних годах Глинки, следует вспомнить, что в жизни композитора имели место сложные отношения с женщинами. С 1835 по 1847 год (за 10 лет до смерти) композитор был женат. Однако брак этот был неудачным. Вскоре выяснилось, что между супругами нет ничего общего. И главное – жена не любила музыку! У обоих появились любовники.
Самая известная романтическая история в биографии композитора связана с именем Екатерины Керн – дочерью пушкинской музы. Вспыхнувшее между ними чувство породило не только прекрасную музыкальную тему для романса «Я помню чудное мгновенье», но и нежеланную внебрачную беременность юной Катеньки. Хоть в это время жена Глинки Мария уже изменяла ему с корнетом Николаем Васильчиковым практически на глазах всего Петербурга и даже умудрилась с ним тайно обвенчаться, формально брак не был расторгнут. Завязался долгий судебный процесс. Когда стало понятно, что решение вопроса с разводом займет не месяцы, а годы, Глинка дал Екатерине Керн деньги на избавление от беременности. Их ребенок рожден не был. Отношения пары сохранились, но стали стремительно портиться. В итоге, когда через долгие шесть лет развод был получен, Глинка написал о Керн: «Идеал мой разрушился, свойства, коих я долгое время и подозревать не мог, высказались столь резко, что я благодарю Провидение за своевременное их открытие». Семь лет спустя перед тем, как стать женой юриста Михаила Шокальского, 36-летняя Катя провела целый вечер у камина, сжигая письма Глинки. А композитор так больше и не женился - до смерти его оставалось лишь несколько лет.
Сын Екатерины Керн академик Шокальский писал о матери: «Она скончалась в 86 лет и до последнего момента была ясна в мыслях и вспоминала Михаила Ивановича постоянно и всегда с глубоким горестным чувством. Очевидно, она его любила до конца своей жизни».
Музыкальный турист
Не только сложные отношения с женщинами беспокоили Глинку в те годы, но и нападки критиков, которые приняли оперу «Руслан и Людмила» далеко не так восторженно, как «Жизнь за царя» (первоначальное название оперы - «Иван Сусанин»). И композитор отправляется сначала во Францию, а потом, на более длительное время, в Испанию. Там он рассчитывал вдохновиться народными мелодиями, подтянуть испанский и просто отвлечься.
Визит в Испанию был совсем не официальным. Композитор даже умудрился перед самой границей потерять паспорт, из-за чего ему пришлось доказывать, кто он такой – благо, что порядки тогда были не такими строгими, как сейчас.
Чтобы послушать испанские напевы, Глинка пригласил к себе в дом девушку Долорес Гарсиа.
«Дон Франциско по моему желанию отыскал миловидную андалузку, которая славилась пением народных песен, - писал Глинка. - Ей было лет 20, она была небольшого роста, интересной физиономии, сложения крепкого. Ножка же ее была детская, голос очень приятный. Не без хлопот и опасностей поладил я с нею; наконец решился вывезти ее в Мадрид, что также обошлось не без затруднений».
В 1846 году в Мадриде играли сразу две королевские свадьбы. Известно, что на празднике в честь них во дворце Прадо исполняли трио «Не томи, родимый» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Однако о том, что автор в это самое время прогуливался вокруг дворца, не имея возможности попасть внутрь, никто не знал.
Загадочный дон Педро
В Мадриде же в мае 1946 года Глинка приобрел компаньона, с которым расстался лишь за два года до смерти. Это дон Педро Фернандес, приехавший из Палентии, чтобы совершенствоваться в музыке. Почему бы не делать этого под руководством знаменитого композитора? Постепенно, твердя этюды под руководством Глинки, дон Педро стал ему компаньоном и помощником в путешествиях.
Вместе с доном Педро Глинка отправился в Варшаву, Петербург, потом в родное Новоспасское Смоленской губернии. Музыкальный критик Артем Варгафик считает, что дон Педро для Михаила Ивановича был «нечто среднее между другом, секретарем и камердинером».
Однако в 1855 году дон Педро бесследно исчез. А вместе с ним некоторые ценные вещи, а также испанский дневник композитора, который до сих пор никем еще никем не найден.
Не реши дон Педро оставить своего стареющего компаньона, финал жизни Глинки, возможно, получился бы совсем другим. В 1856 году Глинка уехал в Берлин. Последнее письмо оттуда пришло на родину 15 января 1857 года. «...9 января исполнили в Королевском дворце известное трио из «Жизни за царя»... – писал Глинка. - Я также был приглашен во дворец... Если не ошибаюсь, полагаю, что я первый русский, достигший подобной чести... У меня сильная простуда или грипп, а время мерзкое, просто ничего не видать от тумана и снега...»
15 февраля композитор скончался от воспаления легких. Родственников о его смерти никто не известил. К моменту, когда они узнали о его гибели, тело композитора уже предали земле в Берлине на лютеранском кладбище.
Ящик с фарфором
За 20 лет до этих событий Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский, Александр Пушкин и Владимир Одоевский сочинили приветственный канон в честь удачной премьеры оперы «Жизнь за царя». В нем были такие слова, по-дружески обыгрывавшие фамилию композитора:
Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —
Уж не глинка, а фарфор!
Родственники в России узнали о смерти Михаила Ивановича только через три месяца. Его младшая сестра Людмила срочно занялась организацией его перезахоронения на родине.
Во время перевозки на ящике с его останками, чтобы уберечь его от грубого обращения в дороге, сделали надпись «Фарфор».