Примерное время чтения: 8 минут
554

Чаевые для андроида. Создатель роботов о силе будущего и «восстании» машин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Аргументы и Факты-Смоленск №48 25/11/2015

Смолянин Георгий Фомичев – один из немногих в мире изобретателей роботов. Вместе с партнером по стартапу он придумал несколько практически полезных машин, которые, как считают товарищи, скоро избавят человечество от рутинной работы. О том, что в сфере развития робототехники российская провинция может не уступать США и почему почти все его сотрудники работают без зарплаты, Георгий рассказал в интервью «АиФ-Смоленск».

Персонал будущего

Валерия Нелюбова, «АиФ-Смоленск»: Георгий, среди ваших изобретений – робот телеприсутствия, дрон-квадрокоптер, но самый интересный для обывателя, конечно, робот-официант. Он и правда может работать официантом?

Георгий Фомичев: Главная задача, которая стояла перед нами, когда мы создавали робота-официанта – полностью автоматизировать обслуживание в заведениях общепита. Представьте, вы приходите в ресторан, и к вам подъезжает андроидоподобный робот, который тут же, без лишних проволочек, принимает и повторяет ваш заказ. Потом он уезжает на кухню, забирает еду и подвозит к вашему столику. Вам не нужно ни ждать, ни нажимать на кнопки планшета, которые уже существуют как способ заказа в некоторых кафе, нужно просто произнести, чего вы желаете. Срабатывает полноценное голосовое распознавание, тем самым машина полностью решает проблему доставки и логистики. Сейчас этот робот практически готов, осталось сделать его автоматическим, чтобы им не нужно было управлять оператору. Это не так круто, лучше пусть он сам катается. 

Пока похожие как две капли воды на людей роботы - фантастика. А так выглядит реальный робот-официант.
Пока похожие как две капли воды на людей роботы - фантастика. А так выглядит реальный робот-официант. Фото: Из личного архива

- Вы уже тестировали его? Как люди реагирует на «бездушного» официанта?

- Да, мы опробовали робота в московском time-кафе на Маросейке. Волновались, что людям он не понравится, но напрасно. Аудитория проявила живой интерес к такому официанту, все хотели попробовать. Еще мы возили его на конференции, где постоянно возникает проблема неубранных чашек из-под кофе или стаканчиков с водой. Люди заняты своей работой, робот – своей. Удобно!

К 2025 году одна треть всех работ на земле будет заменена роботами. Это не заговор злобных корпораций, это общемировая тенденция, которую нужно воспринимать правильно и принимать, потому что бороться с ней нет смысла, глупо. Когда-то в совхозах и колхозах люди своими руками копали и сеяли, потом появились тракторы и комбайны – вы хотите сказать, лучше бы они не появлялись?

- Как вы думаете, скоро ли роботы заменят живых официантов? И, кстати, сколько людей потеряют работу при этом?

- Так, ну давайте не будем делать из меня подлеца. Плохие новости может рассказать и хороший человек. А новость такая: по данным Guarter, крупнейшего аналитического агентства в мире, к 2025 году одна треть всех работ на земле будет заменена роботами. Это не заговор злобных корпораций, это общемировая тенденция, которую нужно воспринимать правильно и принимать, потому что бороться с ней нет смысла, глупо. Когда-то в совхозах и колхозах люди своими руками копали и сеяли, потом появились тракторы и комбайны – вы хотите сказать, лучше бы они не появлялись? Потеряют люди работу, не потеряют, - вопрос философский. Сейчас многие машины требуют операторов. Помните фильм «Интерстеллар», где герой управлял роботизированным комбайном на собственной ферме? Человеческий фактор никто не отменял, просто скоро произойдет структурный сдвиг на рынке труда, однообразная рутинная работа уйдет в небытие, а людям придется учиться работать с техникой. 

С точки зрения владельцев заведений это гораздо выгоднее. Смотрите, робот может работать круглосуточно, он не подвержен изменениям настроения, не ходит в отпуск и на больничные, не страдает от погоды. По статистике, каждый человек хотя бы раз в году был не удовлетворён работой персонала в кафе, жаловался на задержку меню, счета, недружелюбие или даже хамство. С машиной этого не произойдет. Также клиенту больше не нужно волноваться за чаевые – зачем они роботу?

Все роботы, которые создает Георгий и его товарищи - небольшие, занимающие мало места, но зато очень функциональные.
Все роботы, которые создает Георгий и его товарищи - небольшие, занимающие мало места, но зато очень функциональные. Фото: Из личного архива

Провинциальные резервы

- Вы родом из Смоленска, недавно побывали на Дне города – как у нас отнеслись к вашей работе? Можно ли продвинуть идею работников-роботов в провинции?

- Знаете, большое заблуждение, что в провинции всегда все хуже развивается, чем в мегаполисе. Например, в Америке все изобретатели работают в маленьких городишках, не в Нью-Йорке или Вашингтоне. В Смоленске отнеслись, как и везде, с большим интересом. Было интересно пообщаться с профессионалами разных смежных сфер, которым реально было важно узнать, как и что работает, где применяется. Размер города для индустрии изобретений значения не имеет. Важно, какие в нем живут люди. Есть такое понятие early adapter, то есть человек, готовый одним из первых попробовать новую вещь, еще не популярную. Вот нужны именно такие люди, готовые рискнуть, вложиться во что-то незнакомое и, в перспективе, получить гораздо больше. Уверен, в маленьких городах такие люди есть. 

Чтобы развивать робототехнику, нужно обучать этому детей, делать задел на будущее, потому что в будущем это станет крайне важным.

- То есть перспектива развития робототехники в провинции есть, осталось найти кадры?

- Конечно! Я вам скажу больше, сейчас везде в мире тема роботов находится в зарождении. Если вы думаете, что на Западе как всегда все гораздо продвинутее, вы ошибаетесь. В США ограниченное число робототехники с очень ограниченным функционалом. Знаете, все эти собачки, хомячки, которых иногда публикуют в «интересных новостях»? Зачем они? Да, вроде бы, незачем. В Сколково также очень мало роботов, если они вообще разрабатываются. Вообще в России серьезно занимаются этим от силы человек 100-200, и не все они живут в Москве или Петербурге. Чтобы развивать индустрию в других регионах, нужно обучать этому детей, делать задел на будущее, потому что в будущем это станет крайне важным. 

Облегчение жизни

- Ваш стартап - российско-американский. Так кто же стоит за всеми идеями компании, Россия или США?

- Не угадали, наш главный разработчик – итальянец, который живет в Америке. Его зовут Маттео Борри, он настоящий maker, как говорят на западе, человек с блестящим умом, создатель. Именно его разработки легли в основу наших творений. Вместе с ним мы организовали наше дело, мы оба - соучредители. Но команда состоит из разных людей, которые также придумывают, делают, творят будущее. Это люди, которые глубоко погружены в тему робототехники, буквально болеют этим. Если говорить о деньгах, все финансовые затраты легли на наши плечи, у нас есть инвесторы, но они помогают по минимуму. 

К нам приходят не за деньгами, а за перспективой

- И много ли можно заработать на создании роботов?

- Хвалиться, как мы много зарабатываем, я не буду, потому что этот стартап, в первую очередь, держится на энтузиазме. Да, мы не платим нашим сотрудникам, кроме некоторых, чьи труды априори имею рыночную стоимость. К нам приходят не за деньгами, а за перспективой. Человек учится, приобретает опыт, потом может стать крутейшим специалистом и зарабатывать много. Мы живем нашими роботами, лично я даже не считаю это работой. И да, мы примем любого, кто хочет развиваться. К нам часто приходят выпускники МГТУ имени Баумана, те, у которых есть амбиции и цели, и все они связаны с робототехникой. Это сила будущего. 

- Что вы планируете делать дальше? Каких еще роботов представите публике?

- В ближайшем будущем представим роботизированный терминал для торговых помещений. Вроде как электронного поисковика в книжном, только без нажимания клавиш, в котором смысла никакого нет, а также по системе голосового распознавания. Еще думаем над обновлением электронных очередей в банке, а также системой проверки качества в учреждениях, которая может сделать оценивание услуг более честным и охотным. Все это для того, чтобы облегчить жизнь как владельцам, так и их клиентам. Надеюсь, что люди поймут, насколько это здорово. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах