25 сентября 2013 года исполняется ровно 70 лет со дня освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Омичка Ирина Гордейчик приехала в Смоленск как раз накануне судьбоносных событий и посвятила себя восстановлению здравоохранения региона и в годы войны, и в послевоенное время.
Дальняя дорога
Ирина Николаевна Гордейчик живет в небольшой, ничем не примечательной квартире на улице Николаева. Несмотря на то что родилась в Омске, большую часть своей долгой и непростой жизни, которую она без остатка посвятила труду, Ирина Николаевна отдала Смоленщине и ее людям. На сегодняшний день она одна из немногих оставшихся в живых медиков, поднимавших здравоохранение Смоленщины после Великой Отечественной войны.
«Когда я впервые приехала на Смоленщину, в 1943 году, область еще не освободили полностью, попасть сюда было очень сложно даже тем, кто был направлен по распределению, - вспоминает Ирина Николаевна. – Когда мы добрались до Сафоновского районного отдела здравоохранения, меня распределили в сельскую больницу в поселке Дедово. Правда, назвать больницей домик фельдшера, которая по инвалидности просто не смогла эвакуироваться, было сложно».
Ситуация в Смоленской области, как и предупреждали выпускницу Омского мединститута, была очень сложная. По осени обострилась инфекционная ситуация: дизентерия, сыпной тиф, а лекарств почти никаких. Кроме того, поступало много людей, опухших с голода.
«Когда освободили Сафоново, мы ходили туда пешком, чтобы принести оттуда хоть немного постельного белья, - рассказывает Ирина Гордейчик. – С ремонтом здания больницы помогли военные, у которых была лесопилка. Они залатали крышу, из козел и щитов смастерили кровати, утеплили окна опилками. Когда было совсем тяжело, в воинской части мы просили медикаменты. На своих плечах из Сафонова носили мешки с семенами гречихи и картошкой, чтобы было что посадить на маленьком огородике».
Смерти вопреки
«В 1944 году, когда район освободили, меня перевели в другое село, поближе к Сафонову. Там во время войны стояли немецкие офицеры, поэтому больница сохранилась, - вспоминаетИрина Гордейчик. – Там пришлось много работать, без выходных и почти круглые сутки. Я совмещала практически все врачебные должности - вплоть до судмедэксперта».
По иронии судьбы именно не самая приятная обязанность свела Ирину Николаевну с будущим мужем. После войны в деревне трагически погибла школьная учительница, разбираться в причинах приехали следователи из Смоленска. Один из них стал проявлять симпатию к молоденькой девушке-доктору, а вскоре признался в любви и в 1947 году забрал в Смоленск.
Врач высшей категории
В Смоленске молодая, но уже очень опытная Ирина Николаевна оказалась очень востребованной.
«Сначала я работала главврачом в протезно-ортопедической мастерской, - вспоминаетИрина Гордейчик. – Потом - в госпитале инвалидов. Там меня заметил профессор Гавриил Дубинкин. Он все время брал меня на операции, учил все делать самостоятельно. В итоге в 1952 году я стала хирургом первой категории и полностью перешла на работу в госпиталь. В госпитале была областная врачебно-трудовая экспертная комиссия, куда я перешла работать, и осталась там до 80 лет, когда и вышла на пенсию. Мой трудовой стаж составляет почти 57 лет».
Сегодня Ирине Николаевне 91 год, и, несмотря на свой возраст и выпавшие на ее долю сложности (ее муж, следователь областного УМВД, погиб в 1973 году при задержании опасных преступников, старший сын давно живет в Киеве, а младшему сыну ампутировали ногу, и он со своей семей живет вместе с матерью), она сохраняет бодрость духа и категорически не жалуется на жизнь. Не для этого жизнь дается.