Примерное время чтения: 6 минут
1165

Записки историка: дворцовый княжеский комплекс Давида Ростиславича

Сюжет Записки историка: потерянные памятники Смоленска
Фресковая роспись в Спасском соборе в Полоцке 1161 год.
Фресковая роспись в Спасском соборе в Полоцке 1161 год. / Владимир Марков. / АиФ-Смоленск

Смоленский князь Давид Ростиславич – это личность не только неоднозначная и противоречивая, но до сих пор во многом и загадочная. Он единственный из смоленских князей имел владения как на западе от Смоленской земли (Витебск), так и на юге, возле Киева (Вышгород). В интерпретации летописца, именно по его вине русские полки терпели поражения от половцев в 1177 и 1185 годах.

Рождение нового стиля в Полоцке

Вероятно, князя Давида все таки сильнее интересовали дела в западнорусских Полоцкой и Смоленской землях, нежели в южной, Киевской. Это предположение подтверждается построенным князем Давидом на своем дворе и дошедшим до нас уникальным памятником древнерусской архитектуры - церковью Михаила Архангела, возведенной в архитектурном стиле, сложившемся в XII веке в соседней Полоцкой земле.

Когда же и по каким причинам появился новый полоцкий стиль? По этому поводу Николай Воронин написал: «Полоцкое зодчество предстает перед нами как очень сильная архитектурная школа. Если можно доверять летописным сведениям 1007 года о церкви Богородицы, известной в 1159 году уже под названием «старой», то каменное строительство в Полоцке началось раньше, чем, например, в Новгороде.

В середине или второй половине XI века сооружается Софийский собор по «образцу» киевской Софии, но отличный от нее строгой симметрией композиции». В 20-х – 30-х годах XII века недалеко от Полоцка, в Бельчицах – резиденции полоцких князей, строится большой монастырский собор (собор в Бельчицах). Этот храм, по мнению многих российских и белорусских ученых является прототипом раскопанного в 1967 году Михаилом Каргером в верхнем замке (детинце) Полоцка древнерусского храма второй половины XII века. А этот храм, в свою очередь, является прямым предшественником смоленского храма Архангела Михаила, причем планы обоих храмов совпадают вплоть до деталей.

Схема храмов Фото: АиФ-Смоленск / Владимир Марков

Но в Полоцке был построен и целый ряд других храмов, несомненно, также оказавших большое  влияние на окончательное сложение форм полоцкой архитектурной школы. Это, прежде всего, Пятницкая церковь-усыпальница и Борисоглебский храм, возведенные в уже упоминавшейся резиденции полоцких князей в Бельчицах и датирующиеся первой половиной – серединой XII века. А также жемчужина древнеполоцкого зодчества – Спасо-Преображенский собор Евфросиньева монастыря в Полоцке. Из Жития св. Евфросинии Полоцкой известно, что этот монастырский храм строил зодчий Иоанн, и построен он был, вероятно, во второй половине 50-х годов XII века. «Уникальность Спасской церкви многогранна, и одной из ярчайших сторон этого выдающегося памятника являются росписи храма, сохранившиеся практически в полном объеме, от подошвы стен, до скуфьи купола».

Петр Раппопорт предположил, что местная архитектурная школа начала формироваться после того, как в Полоцк, вероятно, сразу же после 1139 года приехала строительная артель из Киева: «Условия для   развития зодчества в Полоцке коренным образом отличались от обстановки, которая сложилась в других русских землях. Получив в наследство высокие традиции архитектуры Киевской Руси, и дополнив их деятельностью византийского мастера, Полоцк в дальней­шем мог развивать зодчество с гораздо большей свободой, чем такие строительные центры, как Смоленск или Вла­димир-Волынский. Смоленские и волынские князья счи­тали себя потенциально киевскими великими князьями, они всегда ориентировались как политически, так и в куль­турном отношении на Киев. Естественно, что и в архитек­туре они требовали от зодчих не отступать от того, что считали необходимым строить в Киеве».

Храм Михаила Архангела в Смоленске, XII век. Фото: АиФ-Смоленск / Владимир Марков

Полоцкое же княжество, очень рано выделившееся из состава Древней Руси и почти всегда находившееся во вражде с центральной властью в Киеве, было в основном сконцентрировано на своих внутренних проблемах (борьба полоцких князей друг с другом и с горожанами). И, вероятно, именно поэтому полоцкие зодчие, чувствовавшие себя очень свободно быстро стали отходить от киевско-черниговских архитектурных традиций и столь же быстро заимствовать некоторые романские элементы свойственные архитектуре Северо-Западной Европы. В этом нет ничего странного, учитывая близость Полоцкой земли к католическому Суббалтийскому региону.

Появление полоцкого архитектурного стиля в Смоленске

Неудивительно, что появление нового передового архитектурного стиля в Смоленске было связано именно с князем Давидом Ростиславичем. Выше уже упоминалось о том, что он некоторое время княжил в Витебске. Также очевидно и то, что имевшая в древнерусское время огромное значение для Смоленска транзитная торговля со странами Северо-Западной Европы осуществлялась по Западной Двине, что ставило его в некоторую зависимость от Полоцкого княжества. Совершенно естественным было, поэтому, постоянное стремление смоленских князей поставить соседний Полоцк под свой контроль. Тем более что Полоцкая земля раздираемая междоусобицами часто давала к этому повод.

Реконструкция храма в Полоцке. Фото: АиФ-Смоленск / Владимир Марков

Очередной такой повод появился в 1186 году «когда смоленское войско под командованием князя Давида, поддержанное войсками его сына – новгородского князя Мстислава, а также логожского и друцкого князей, совершило поход на Полоцк. Полочане «сретоша я… с поклоном и с честью, и даша ему дары многы, и усладишася»». Совершенно очевидно, что князь Давид Ростиславич бывал в Полоцке, видел храмы, и, вероятно, ему очень понравилась незадолго перед тем построенная церковь в верхнем замке (детинце).

Можно предположить, что и в своем стольном городе он захотел иметь такую же. Неудивительно также и то, почему Давиду так понравился полоцкий архитектурный стиль. Вероятно, потому что в Смоленске уже на протяжении без малого сорока лет все храмы возводились по одному и тому же весьма устаревшему шаблону киево-черниговской школы, который, надо думать, уже достаточно «приелся» и смолянам и князю. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах