С Соловьевой переправой – местечком на Днепре недалеко от Смоленска, - связана одна из самых печальных и героических страниц истории Великой Отечественной войны. Когда 17 июля 1941 года в районе городка Ярцево высадился крупный немецкий десант, именно Соловьева переправа, одна из пяти переправ через реку Днепр, стала последним путем отступления попавших в окружение 16-й и 20-й армий. И последней точкой на жизненном пути для сотен тысяч людей. В годовщину начала ожесточенных боев на переправе SMOL.AIF.RU собрал 5 интересных фактов о легендарном месте.
1. До XV века Соловьева переправа называлась Соловьевым перевозом
Несмотря на то, что документально Соловьева переправа известна примерно с 1811 года, фактическое ее использование по назначению началось гораздо раньше. Первые поселения в этой области возникли еще во втором тысячелетии до нашей эры, а с XV века она известна как «Соловьев перевоз», через который переправлялись войска литовцев. Существуют документы, которые свидетельствуют, что в XVII веке через Соловьев перевоз переправлялось войско польского короля Сигизмунда.
Почти три века в домах жителей Соловьева хранились и использовались в хозяйстве литовские якоря. Они пригодились в 1812 году, когда через бурный Днепр потребовалось быстро перебросить два моста, чтобы открыть путь обозам с продовольствием и подводам с ранеными Солдатами, которые сражались против наполеоновской армии. С помощью этих якорей мосты были сооружены всего за два дня.
2. В 1812 году казаки на Соловьевой переправе отбили у французов 21 орудие
Ожесточенные бои у Соловьевой переправы шли и во время Отечественной войны 1812 года: здесь было одно из немногих мест переправы через Днепр как для русских, так и для французов. Здесь проходила «дорога жизни», по которой люди выходили из окружения.
Известный русский публицист, уроженец Смоленской области Федор Глинка в «Письмах русского офицера» писал: «Великие толпы народа, оставляющие занятые врагом губернии, переправляются беспрестанно на другой берег Днепра. Через Смоленск и через Днепр у Соловьева перевоза катилась волна беженцев из западных областей России, уже оккупированных французской армией».
В записке генерала Михаила Барклая-де-Толли говорится, что русские войска при Соловьевой переправе захватили 21 трофейное орудие. Об этом говорится в статье смоленского историка Григория Рябкова: «Казаки Платова и отряд генерал-майора Юрковского атаковали арьергард главных сил противника на Соловьевой переправе. Французские солдаты теснили друг друга, падали с узкого моста, тонули в реке. Вовремя подоспевшие к месту боя артиллеристы метким огнем своих орудий разрушили укрепления на правом берегу Днепра и нанесли большой урон силе противника. На Соловьевой переправе враг потерял несколько сот солдат и офицеров убитыми, тысячу пленными, 21 орудие и большой обоз».
Интересно, что вместе с русскими войсками через Соловьеву переправу перевезли икону Смоленской богоматери Одигитрии, которая направлялась на Бородинское поле, чтобы перед ней могли помолиться участники легендарного сражения.
3.Во время Великой Отечественной Войны на Соловьевой переправе погибло 100 тысяч человек
По воспоминаниям свидетелей боев на Соловьевой переправе, из-за невозможности быстро вывести из окружения огромное количество людей, солдаты и мирные жители оказались живой мишенью для гитлеровцев, которые уничтожали людей всеми возможными средствами. Все берега были завалены трупами, вода в Днепре на несколько километров окрасилась в алый цвет. Люди ползли на другой берег друг по другу. По разным подсчетам, на переправе погибло до 100 тысяч военнослужащих, количество погибших мирных жителей подсчитать так и не удалось.
«Наш организованный отход был вскоре нарушен бесконечными налетами самолетов, затем распространилось известие, что немцы высадили десант, и мы оказались не то в «клещах», не то в окружении. Единственным местом, где нет немцев, была понтонная переправа через Днепр в районе деревни Соловьево. Вот на эту переправу устремились все. Это уже не было организованным отходом, это было бегство. Вперед, то есть назад, рвались, обгоняя друг друга, машины, повозки, верховые, пешие. Среди машин и повозок много санитарных, с ранеными. Подгоняемые страхом, уже никто не уступал им дорогу, все рвались к переправе. Когда мы подъехали на своей повозке к переправе, то увидели море людей и всевозможного транспорта. Самой переправы не было видно, к ней не подступиться. Образовалась пробка, пропустить которую "ниточка" понтонного моста была не в состоянии. Немецкие самолеты безнаказанно бомбили и обстреливали скопище возле переправы. Это был кошмар. Вой сирен, взрывы бомб, крики раненых и людей, обезумевших от страха. Люди бегут, раненые ползут, таща за собой окровавленные лоскуты одежды, длинные полосы бинтов с соскочивших повязок. Я не полез в гущу толпы к переправе и к моменту налета авиации был на краю скопления. С налетом авиации я упал в небольшое углубление, напоминающее отлогий окоп, и там увидел знакомого врача, Фишера, он был старшим нашей группы на сборах в Иркутске. Встреча не принесла нам радости, каждый из нас высматривал, куда бы отползти подальше от этой жуткой картины, безнаказанного избиения людей», - говорится в воспоминаниях свидетеля событии Бориса Феоктистова.
4. Соловьева переправа стала «героем» в произведениях русских писателей ХХ века
Бои на Соловьевой переправе летом-осенью 1941 году получили значительное отражение в отечественной литературе: стали прототипом «Переправы» в поэме «Василий Теркин» у Александра Твардовского, кроме того, они описаны в мемуарах другого смолянина - писателя Бориса Васильева, который в начале войны находился в составе истребительного батальона Воронежского обкома комсомола:
«Кажется, во второй половине дня мы услышали густой гул взрывов. Бомбили где-то впереди, я уже понимал, но ни за что не хотел верить, что бомбят цель нашего пути через лес – Соловьеву переправу. И продолжал упорно идти вперед. Грохот бомбовых разрывов периодически сменялся пулеметными очередями, и я успокаивал ребят, объясняя, что это наши зенитчики отгоняют немецкие самолеты. Смена звуков продолжалась с малыми промежутками тишины. И чем ближе мы подходили, тем явственнее прояснялась система: «юнкерсы», отбомбившись, улетали за новым запасом бомб, а им на смену шли «мессершмитты» с солидным грузом пулеметных лент, чтобы не дать нашим перебежать, укрыться, просто хотя бы перевести дух.
Это был ближайший путь к Москве, и уходить мне отсюда не хотелось.
Весь берег перед переправой был заполнен машинами, повозками, санитарными обозами, артиллерией без снарядов и снарядами без артиллерии. Людей видно не было – вероятно, они прятались то ли в воронках, то ли под машинами – но они были там, в этом пекле, были! А вот наших зенитчиков нигде не было видно, как я ни всматривался. Заметил только счетверенную пулеметную установку на грузовом газике, но огонь из нее не вели. То ли расчет уже погиб, то ли с пулеметами что-то стряслось, а только никто от налетов фашистской авиации не отбивался.
Это было жестокое планомерное уничтожение тылов нашей отступавшей армии вместе с переполненными обозами раненых. Двойки пикирующих бомбардировщиков, отбомбившись, сменялись двойками истребителей, расстреливающих живое и мертвое, и уцелеть здесь было просто невозможно. Мне следовало бежать отсюда, пока еще было время, но я не мог оторвать глаз от этого гигантского эшафота…»
5. Соловьева переправа прославила генерала Александра Лизюкова
Бои на Соловьевой переправе навечно прославили имя выдающегося советского военачальника, генерал-майора Александра Лизюкова, для которого оборона Соловьевой переправы стала одним из самых важных сражений Великой Отечественной войны.
Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский высоко оценивал вклад Александра Лизюкова в дело освобождения Родины от захватчиков: «Полковник Александр Ильич Лизюков был прекрасным командиром. Он чувствовал себя уверенно в любой, самой сложной обстановке, среди всех неожиданностей, которые то и дело возникали на том ответственном участке, где пришлось действовать его отряду. Смелость Александра Ильича была безгранична, умение маневрировать малыми силами — на высоте. Был момент, когда немцы перехватили горловину мешка в районе переправ через Днепр. Но это продолжалось всего несколько часов. Подразделения Лизюкова отбросили и уничтожили весь вражеский отряд».
В августе 1941 года генерал Лизюков был представлен к званию героя Советского Союза. Он продолжил свой героический боевой путь, отличился в Харьковской операции, битве под Москвой, Демянской и Воронежско-Ворошиловской операциях. В ходе последней он погиб. В его честь назвали одну из наиболее протяжённых улиц Коминтерновского района города Воронежа.
Возможно, имя этого героя было бы известно лишь историкам, если оно удивительным образом не отразилось в массовой культуре: в 1988 году на студии «Союзмультфильм» сняли мультфильм «Котенок с улицы Лизюкова», действие которого происходит в Воронеже.