Примерное время чтения: 6 минут
9662

Механический монстр. Что произошло с первой отечественной подлодкой

«Дельфин» на почтовой карточке 1904 года
«Дельфин» на почтовой карточке 1904 года / Фото из архива Юрия Чернова. / Commons.wikimedia.org

В мае 1903 года на воду спустили первую отечественную подводную лодку - миноносец №150, получивший имя «Дельфин». Над ее созданием трудились три человека:  кораблестроитель Иван Бубнов, электротехник лейтенант Михаил Беклемишев и старший инженер-механик Иван Горюнов, уроженец Смоленской области, который полностью отвечал за разработку механической части. 17 января исполняется 146 лет со дня рождения смоленского ученого, вклад которого в российское кораблестроение, несмотря на проблемы, преследовавшие «Дельфина», трудно переоценить. В честь дня рождения конструктора SMOL.AIF.RU рассказывает о его главном детище - подлодке «Дельфин». 

«Дельфин» нес службу в двух флотах и двух морях, матросы звали его «примой российского подплава», позже - «дедушкой русского подводного флота», а потом подлодка, которая могла стать памятником, была продана другой стране и сдана в слом. Как ни печальная история «Дельфина», именно неудачи субмарины номер один позволили отечественным механикам провести масштабную работу над ошибками и в будущем вывести русские субмарины на вершины развития, сделать их одними из лучших в мире. 

Первые проблемы

Сложности с первой подлодкой начались практически сразу. Конструкторы решили отойти от западных образцов и построить собственный корабль, но достаточного времени для проработки всех его узлов не было. К весне 1901 года разработанный проект был представлен на рассмотрение Морского технического комитета, который в скором времени распорядился построить лодку на Балтийском заводе.
В течение зимы 1901—1902 годов были выполнены основные корпусные работы, но оказались не готовы многие механизмы, например, запоздала поставка воздухохранителей и мотора с немецкого завода «Даймлер», который в итоге подвел на заводских испытаниях. Через месяц все неполадки устранили, и двигатель развил мощность 315 лошадиных сил. Остальные механизмы смонтировали на лодке лишь к 1903 году.

Несовершеннось конструкции

Радуясь первым успехам русской подлодки, руководство страны решило наладить дальнейшее производство подлодок. Тренировочный «полигоном» для всех первых подводников стал «Дельфин». К сожалению, чрезмерная спешка быстро дала о себе знать: 16 июня 1904 года в 9.30 утра «Дельфин» должен был погрузиться у западной стенки Балтийского завода, кроме основной команды (10 матросов и  3 офицера), на борту было 24 матроса-стажера с других лодок. Но по роковому стечению обстоятельств в тот день самого опытного человека, командира подлодки, капитана 2 ранга Михаила Беклемишева отправили в командировку.

Продольный разрез лодки. Центральная часть. Фото: Commons.wikimedia.org/ Ishikawa

Во время погружения из-за несвоевременного закрытия рубочного люка и паники экипажа на поступление через него воды, подлодка затонула у западной стенки Балтийского завода, 24 человека погибли. Авария была спровоцирована особенностями конструкции. При заполнении балластных цистерн воздух из них стравливался внутрь лодки, и поэтому люк нужно было закрывать в последний момент перед уходом судна под воду.

Тихая служба

Тогда лодку подняли и восстановили, а осенью 1904 года отправили во Владивосток и зачислили в состав Сибирской флотилии. Во время русско-японской войны «Дельфин» нес позиционную и дозорную службу в Японском море. 5 мая 1905 года от взрывов паров бензина лодка затонула в порту Владивостока. После этой аварии ее снова восстановили. А затем и капитально отремонтировали в 1909 году.

Рыба без воды

9 июня 1916 года «Дельфина» перевезли в Архангельск, где зачислили в состав Северного флота. 26 апреля 1917 года во время сильного шторма подлодку выбросило на берег Кольского залива. 2 августа 1917 года в Мурманском военном порту субмарину сдали на хранение, а потом быстро исключили из состава флота. После гражданской войны судно окончательно списали со счетов.

«Дельфин» в 1903 году. Фото: Commons.wikimedia.org/ Фото из архива Юрия Чернова

Последний путь

После гражданской войны известный подводник Белецкий поднял вопрос о дальнейшей судьбе «Дельфина», «примы российского подплава», как лодку называли моряки. В рапорте командира дивизии подводных лодок Балтийского моря Зурабова на имя командующего флотом говорилось: «…крайне желательно…дедушку русского подводного флота спасти от разрушения и хранить с почётом, как хранят в Киле немцы первую лодку своего знаменитого изобретателя Бауэра». Зурабов просил указаний на перевозку корпуса «Дельфина» в Петроград.

В ответе штаба флота от февраля 1921 года говорилось: «…подлодка «Дельфин» уже продана Латвии и в введении Моркома не находится, интерес к ней, как к историческому памятнику отходит на второй план под давлением более важных… боевых интересов, экономического кризиса и расстройства транспорта…». Через несколько лет корпус «Дельфина» сдали на слом.

Несмотря на то, что история первенца русского подводного флота скорее трагична, чем прославлена победами, но в памяти моряков-подводников эта субмарина навсегда останется №1, потому что именно с нее началась история покорения Россией подводных глубин.    

«Дельфин» и «Касатка» (на заднем плане, на буксире) Фото: Commons.wikimedia.org/ Фото из архива Юрия Чернова.

Тактико-технические характеристики подводной лодки Дельфин»
Длина: м 19,5 Ширина: м 3,35 Осадка: м 2,9 Водоизмещение надводное/подводное: т 113 / 124 Мощность двигателей надводного/подводного хода: л.с. 1х300 / 1х120 Скорость надводного/подводного хода: узл. 10 / 5-6 Дальность плавания надводным/подводным ходом: миль 243 / 28 Глубина погружения: м 50. Была вооружена решетчатыми торпедными аппаратами Джевецкого. Торпеды образца 1898 г. калибра 380 мм.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах