55 лет, около 20 тысяч дней - именно столько живут вместе смоляне Надежда Тимофеевна и Аркадий Исаевич Мещеряковы. В прошлом году они отметили изумрудную свадьбу. Мало того, несмотря на долгую совместную жизнь, супруги сохранили нежность, любовь и уважение другу к другу. Глава семейства по-прежнему ласково зовет жену Надюшей, и для их семьи день свадьбы - 14 июля – самый главный праздник. В этот день Аркадий Исаевич просыпается рано утром и бежит за цветами, а Надежда Тимофеевна ставит в духовку фирменный пирог. И, собравшись с дочерьми и внуками в узком семейном кругу, непременно вспоминают тот далекий день в 1958 году, когда они познакомились, который и предопределил их судьбу. Ведь решение связать себя узами брака они приняли, зная друг друга всего один день.
Ну а девушки - потом?
Надежде было 24, она работала зубным техником в далеком селе Северном Новосибирской области. На десятки километров кругом - тайга и бездорожье. Населенный пункт был примечателен тем, что во времена Сталина Северное стало местом ссылки членов семей «врагов народа».
Аркадию было 29, он – полярный штурман, капитан, родом из Астраханской области. Один из немногих, кто остался летать после сокращения летного состава в рамках хрущевской директивы «Перекуем мечи на орала». В активе Аркадия Исаевича - тысячи часов полета: мыс Челюскин, остров Диксон, архипелаг Седова, Хатанга... По маршрутам его полетов вполне можно изучать географию страны.
«Незадолго до встречи с Надюшей я перевелся из Ленинградской области в Новосибирск, в распоряжение командующего армии противовоздушной обороны, - рассказывает Аркадий Исаевич. - Предстояло нам летать на самолете бывшего министра обороны Булгарина. Я написал своим в Астраханскую область (а дома меня ждали мать и старшая сестра) о переводе. И собрался было ехать домой в отпуск, как пришло письмо от сестры - она попросила съездить навестить дочь Галю, которую после окончания училища направили по распределению в село Северное Новосибирской области».
Регулярных рейсов в Северное, естественно, не было, но военному в летной форме просто не смогли отказать и посадили сначала на почтовый самолет, а потом в почтовый обоз. Галя была очень рада гостю и познакомила его со своими подругами. Так Аркадий впервые увидел Надежду. Как признается Надежда Тимофеевна, Аркадий Исаевич сразу ее покорил. Чем? Своей военной выправкой и честным добрым взглядом.
Надежда молодому летчику тоже сразу понравилась – девушка она была видная и яркая: большие красивые глаза, черные как смоль волосы, целеустремленный характер... Но виду Аркадий Исаевич не подал. Лишь когда все вместе большой компанией отправились к клубу, отметил ее характер. На пути обнаружилась лужа, и пока другие девчонки переминались с ноги ногу (как же пройти?), Надежда решительно сбросила босоножки и отправилась к клубу босиком. А Галя тогда шепнула ему: «Дядя Аркаша, женись на Наде». Впрочем, признается Аркадий, связывать себя узами брака на тот момент он не планировал: несмотря на возраст, у него была одна страсть - небо и самолеты. Ну а девушки, как пелось в песне, в откладывались на потом.
На следующий день полярному штурману Мещерякову предстояло отправиться в обратный путь. Они так и не объяснились... и, возможно, не случилось бы ничего, если бы не вмешалась мама.
Как-то, спустя пару дней после его приезда домой, мама подсела к нему и тихонько сказала: «Сынок, когда же ты женишься? Тебе ведь 29, мне и внучат ведь хочется понянчить». Аркадий на минуту задумался. И внезапно спросил: «Мама, а когда пароход?» (Пароход заходил в их село всего несколько раз в неделю, и то ненадолго.)
«А ты куда собрался-то?» - спросила мама. «Женюсь», - отрезал Аркадий.
Мама почему-то принялась отговаривать, мол, ты же ее совсем не знаешь... «Женюсь — узнаю», - сказал Аркадий и засобирался в путь. Перед отправлением успел отправить телеграмму Гале. Несмотря на стандартный текст телеграммы, извещавшей о скором приезде Аркадия Исаевича, в Северном после отъезда полярного штурмана и всех предшествующих этому событий никто не сомневался, к кому и зачем он едет.
Свадьбу сыграли через несколько дней - скромно, но весело. Традиционного обмена кольцами не было. Не продавались тогда золотые украшения в поселке репрессированных. А привезти из дома жених не догадался: о традиции обмена кольцами просто не знал, а мама рассказать не успела.
«Я захотел бы встретить вновь тебя...»
На вопрос, как вы думаете, каков секрет долгой и счастливой семейной жизни, супруги Мещеряковы отвечают не задумываясь.
Надежда Тимофеевна: «Надо уважать и любить друг друга. Вот и все. Даже в период размолвок. Без ссор ведь не бывает».
«У меня добрый характер, если мы ссоримся, - добавляет Аркадий Исаевич. - Я уже через минуту «остываю» и подхожу к Надюше со словами: «Не надо сердиться, держи в душе больше доброты».
«И все-таки, кто в доме хозяин?», - спрашиваю я.
«Я считаю, что главный - я, я же мужчина и обязан заботиться о семье. Но жена всегда шутит, что хозяйка она», - улыбается Аркадий Исаевич.
«Последнее слово всегда за мужем, но он прислушивается к моему мнению...» - говорит Надежда Тимофеевна.
Многое пришлось перенести за годы совместной жизни супругам Мещеряковым. И тяжелые первые роды супруги, когда ей пришлось месяц после рождения дочери оставаться в постели и все хлопоты по уходу за ребенком и за больной женой взял на себя Аркадий Исаевич. И инфаркт у отца семейства в 40 лет, когда уже Надежде Тимофеевне пришлось ухаживать за супругом. А на 55-летие совместной жизни Аркадий Исаевич сделал супруге необычный подарок – посвятил ей стихи. Несмотря на то что он бесконечно любит поэзию и готов часами наизусть читать Маяковского, Пастернака, Асадова, выразить чувства в собственных стихах решился впервые:
«За годы жизни мирной и военной
Я много видел городов и сел.
Я не искал тебя по всей Вселенной,
Но я в Сибири тебя нашел.
Не говорил тебе: «Ты всех красивей!»
Но знал, что нет душевней красоты.
Не губы, нет, глаза произносили
Слова, что сердцем услыхала ты.
И ты тогда не притворилась,
А стала рядом, молча и любя.
И если б наша юность повторилась,
Я захотел бы встретить вновь тебя...»