16 февраля началась Масленичная неделя. В предверии Великого поста смоляне XIX века веселились на славу: описания бурных развлечений сохранили дореволюционные смоленские газеты и, конечно, сотрудники музеев.
«Доходило до судебной власти»
«Масленица на Смоленщине успешно соперничала со Святками по части веселья, - рассказывает Наталья Журкова, научный сотрудник этнографического отдела Смоленского государственного музея-заповедника, музей «Смоленский лен». - Прежде всего начиналось катание на лошадях, об этом в конце XIX века сообщали корреспонденты всех 19 уездных газет губернии».
Вот, к примеру, новости из Сычевки 1882 года: «Масленица у нас прошла довольно шумно. Блины и катанье в течении целой недели окончательно не давали покоя. Целыми сотнями «пар» и «троек» главные улицы нашей Сычевки ежедневно были запружены; оглушительный шум колоколов, бубенчиков, веселого и пьяного гоготанья катающихся далеко несся по воздуху... Все куда-то торопилось, мчалось с какою-то лихорадочной поспешностью».
Гжатский корреспондент из того же века дополняет картину масленичных гуляний так: «Не имеющие собственных лошадей нарасхват разбирали легковых извозчиков, преимущественно парных и троечных, цены которым стали небывалые: от одного рубля 50 копеек до четырех рублей в час; но за то уже и лошади были убраны разными цветами и лентами и едва ли не на каждой привязано было до пяти бубнов. Главное катанье бывает по Смоленской улице, где с обеих сторон тротуары покрывались сплошною массою гуляющей публики; езда бешеная, так что дело иногда доходило до судебной власти».
В ожидании Масленицы: как провожали зиму в 2013 году | Фотогалерея
«Полицейские ушли ни с чем»
«Среди масленичных развлечений в уездных городах можно отметить так называемые «собрания», где танцевали под «настоящую» музыку, «выписанную» из Смоленска, - продолжает Наталья Викторовна. - Смоленские мужчины на масленичной неделе не прочь были потешиться кулачными боями. В самом Смоленске самые массовые бои проходили на Днепре между Свирским и Петропавловским приходами. Интересно, что уже в XIX веке это считалось беспорядками, разнимать бойцов посылали полицию. Так, газета «Смоленский вестник» сообщает: «Восемь полицейских служителей ничего сделать не могли и ушли ни с чем».
По словам Натальи Журковой, в смоленских деревнях особый смысл на Масленицу придавался катанию с горок. Так, лучшие пряхи в семье катались ни на чем-нибудь, а на донцах прялок — считалось, что у той, которая прокатится дальше, будет самый лучший лен. В смоленских народных песнях у Масленицы есть особые названия - «полизуха» и «обжируха». Конечно, в первую очередь это связано с главным блюдом — блинами. Как рассказала Наталья Викторовна, на Смоленщине, празднуя Масленицу, блины пекли не только пшеничные, но и гречневые, а также овсяные и ячневые. После «обжирухи» наступал Великий пост — в газетах того времени его называли «временем соленых и сушеных грибов, редьки, хрена и тому подобных прелестных злаков».
Священник: «Участие в сожжении чучела недопустимо для христианина»
«Сам я с удовольствием угощаюсь главным блюдом Масленицы — блинами, - поясняет отец Георгий (Свитцов), настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских, начальник миссионерского отдела Смоленской и Вяземской епархии. - Масленица нужна для подготовки к Великому посту. Люди часто забывают об этом. Нет ничего плохого в том, чтобы ходить в гости, радоваться, гулять, кататься на лошадях или лепить снеговиков. В Прощеное воскресенье обязательно нужно попросить прощения у ближних. А вот сожжение чучела — духовно вредная вещь. Православному человеку категорически недопустимо участвовать в таких действах. Чиновников, которые «дают добро» на проведение официальных мероприятий с такими элементами, нужно просвещать».
Что же касается переедания блинов, то, по мнению отца Георгия, это проблема не только Масленицы, но и всех прочих праздников.
«Жизнь православного человека должна вертеться вокруг слова - вокруг молитвы, - считает отец Георгий. - Поэтому христианин должен вставать из-за стола слегка голодным. Не так, чтобы после еды хотелось прилечь, а чтобы хотелось помолиться».
Материал впервые опубликован 27 февраля 2014 года