Примерное время чтения: 4 минуты
599

Искусство за печкой. Как точечная застройка спасла историю Смоленска

Евгений Гаврилов / АиФ-Смоленск

17 октября в центральном выставочном центре состоялась презентация сразу трех книг, описывающих жизнь, быт и искусство Смоленской земли в разное время. Книга «Будни старого Смоленска. 1829 — 1837 годы» описывает нелегкие для нашего города годы, когда, даже спустя почти два десятка лет после войны с Наполеоном, Смоленщина пребывала в запустении и лишь указом императора Николая I был дан старт масштабным восстановительным работам.

Книга «Будни старого Смоленска. 1829 — 1837 годы». Фото: АиФ-Смоленск / Евгений Гаврилов

Вторая книга содержит достаточно прозаичные, на первый взгляд, материалы — письма и обращения смолян к власти в 1930-е годы и интересна тем, что по ним можно составить очень полную картину жизни и насущных проблем простых людей в эту эпоху.

Но объектом самого пристального внимания собравшихся стала книга-альбом «Смоленские изразцы XVI-XIX веков», о которой подробнее рассказывали ее авторы — Георгий Пронин и Валентин Соболь.

Книга — совместный проект администрации Смоленской области, Смоленского музея-заповедника и Института археологии РАН. В ней впервые полно раскрывается вся суть такого явления искусства, как изразец, на Смоленской земле.

Долгое время этот культурный пласт оставался вне поля зрения исследователей, во многом из-за непростой истории сохранившихся до наших дней образцов данного вида творчества. После освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков большая часть города представляла собой руины. От домов, в лучшем случае, сохранялся фундамент или фрагменты печей, на которых и сохранились до того времени образчики изразцового творчества прошедших столетий.

И когда советский народ взялся за восстановление разрушенного города, большую часть сохранившихся печей попросту разобрали, устанавливая взамен централизованное отопление. В итоге было утрачено множество крайне интересных и ценных с точки зрения истории образцов, некоторые из которых уходили корнями в глубь XVI века, когда этот вид искусства зарождался в Смоленске.

В альбоме представлено фото уникальных смоленских изразцов. Фото: АиФ-Смоленск / Евгений Гаврилов

Долгое время исследователям попросту не с чем было работать. Но ситуация стала меняться в лучшую сторону в 90-е годы прошлого века, когда в нашем городе стали проводиться археологические научно-исследовательские работы в связи с интенсивным строительством. Начиная с этого периода археологи стали регулярно получать множество интереснейших с исторической точки зрения предметов прошлого, в том числе, и сохранившиеся фрагменты изразцов.

«Печи в прошлом в России, как мы знаем, были у всех, - рассказывает руководитель современной археологической экспедиции РАН в Смоленске Георгий Пронин, - И у более обеспеченных слоев населения они представляли собой не просто отопительный прибор, но образец декоративно-прикладного искусства, который украшали изразцами. Стиль, материалы и сложность узоров зависели не только от богатства заказчика, но и от его вкуса. Люди понимали, что это один из тех факторов, из которых складывалась в общая эстетика помещения. Изразцы как искусство появились в нашем регионе на рубеже XVI-XVII веков, когда Смоленск принадлежал Речи Посполитой. Именно польско-литовские мастера и дали начало украшению печей изразцами на нашей земле. До них у нас не было мастеров этого дела. Но я хочу отметить, что это не умаляет достоинства России, напротив — взаимопроникновение разных культур, обмен опытом и традициями в искусстве очень важны для каждого народа».

Смоленские изразцы отличает влияние западной культуры. Фото: АиФ-Смоленск / Евгений Гаврилов

В этой книге авторы постарались не просто отследить хронологию изразцового искусства, но и отразить некие особенности, характерные именно для Смоленщины. Сейчас уже можно говорить о том, что смоленская изразцовая школа отличается от всех остальных центров производства изразцов, будь то Москва, Ярославль или Новый Иерусалим. Главная особенность — именно западное влияние, что проявляется в используемых технологиях, орнаментике, встречающейся католической символике.   

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах