Смоленск, 7 февраля - АиФ-Смоленск. При слове алхимия, пожалуй, у многих из нас на ум приходят образы загадочных седых колдунов. Оказалось, что люди, интересующиеся алхимией в наши дни, не имеют ничего общего с подобными клише. Юрий Родиченков, преподаватель философии, логики, иностранного языка из Вязьмы, интересуется этим загадочным явлением уже не один десяток лет.
Алхимия нового времени
- Юрий Федорович, давайте начнем с того, откуда у вас вообще появился интерес к алхимии?
- Алхимией я заинтересовался более 20 лет назад. Нужно сразу отметить, что в большей степени мне всегда было интересно не столько содержание этого явления, сколько алхимические тексты, ведь изначально я все таки специалист по языку. Я закончил факультет иностранных языков Смоленского пединститута, где в том числе изучал и латынь. Конечно в самом начале об алхимии я думал как все, кто учился в обычной советской школе: что это лженаука и так далее. Я начал читать различные публикации. В 1979 году вышла замечательная книга Вадима Рабиновича «Алхимия как феномен средневековой культуры», которая меня очень заинтересовала. На этом этапе уже трудно было остаться равнодушным, потому что ты понимаешь, что это не только рецептура каких-то алхимических действий, а своеобразный сплав всего сразу: искусство, философия, литература, какие-то языковые моменты, образная система и символика, ну и эзотеристическая составляющая. Естественно, как человека интересующегося философией (по философии я защищал кандидатскую диссертацию «Натурфилософские воззрения алхимиков в контексте становления науки Нового времени»), меня это заинтересовало. Это многогранное интересное явление, мимо которого пройти было трудно.
- А много ли еще человек интересуется алхимией в Смоленской области? И не попадались ли вам упоминания об алхимии именно на нашей земле?
- Мне регулярно приходится сталкиваться со студентами, читать лекции. Я видел людей интересующихся алхимией, но профессиональных исследователей в Смоленской области, кто изучает ее, я больше не знаю. В России их можно насчитать с десяток. Причем подходы у многих абсолютно разные. Есть те, кто интересуется алхимией с точки зрения истории науки, другие с точки зрения изучения эзотеризма. Изучать — это, конечно, не значит стать эзотериком самому. Я, например, являюсь членом совета ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма. Туда входят кандидаты и доктора наук, аспиранты, студенты — отнюдь не оккультисты.
Упоминаний об алхимии мне в истории Смоленской области, к сожалению, так же не попадалось. Насчет астрологии например есть интересные факты связанные со Смоленской областью и конкретно с Вязьмой. В начале 20 века, в дореволюционный период, Вязьма была чуть ли не центром астрологии европейского масштаба. Здесь издавались астрологические и философские трактаты, которые потом переводились на зарубежные языки. Здешняя типография издавала эти вещи. На ней даже имелись специальные шрифты с астрологическими знаками.
Тайна графических знаков
- Юрий Федорович, насколько я знаю вы сами читаете алхимические трактаты, которые написаны зачастую графическими символами. Как вам это удается?
- В графических знаках (как некоторые даже говорят, «кружочках») ничего сложного нет. В средневековой алхимии их еще не было. Потом, когда они появились, стали сотавлять справочники, которые подсказывали как все это читать. Справочники такого рода доступны даже в Интернете. Стоит лишь набрать в поисковой строке «символика алхимии» и тут же найдется много чего интересного. Я не ставлю перед собой цель расшифровать химические составляющие той или иной формулы, я же не химик. Я занимаюсь философским анализом, меня интересует миропонимание алхимиков, их взгляд на то, что такое человек. Но зачастую с таким пониманием бывают сложности, ведь кто-то мог использовать один символ в одном смысле, а другой алхимик совершенно в другом. Даже в пределах одного автора можно найти слова, которые использованы в разных контекстах. Взять того же Парацельса, случай крайне сложный, ведь он сам придумал свою терминологию, вводил в оборот слова, которые ему нравятся. В это он был реформатором. С этими текстами в наше время познакомится так же не составляет никаких проблем. В библиотеках хранятся сборники известных трактатов, существуют фонды рукописей, многие из них доступны в том же Интернете. Можно найти что-то, связавшись с зарубежными коллегами.
Философский камень — эликсир бессмертия
- Ну а что же, по вашему, тот самый именитый философский камень?
- Это сложный вопрос, как и тот, удалось ли кому-то обрести его или нет. В примитивной трактовке философский камень — это некое средство, которое позволяет превращать неблагородные металлы в благородные. Его же считают своеобразным эликсиром бессмертия. В 19 веке исследователи писали, что это все же мистическое средство, средство обретения знания, а не получения золота. Девиз алхимиков: «Наше золото не золото черне». Самое последнее, что интересовало настоящего алхимика, это получение золота. Их основной целью было познание. Были и те, кто занимался примитивной стороной алхимии, их называли суфлерами. Это те, кто не разбирался в алхимической философии, но пытались различными свойствами что-то смешивать и выпаривать. От французского «суфле» значит дуть, они раздували меха в своих лабораториях. Их целью было только обогащение и благодаря им, а не алхимикам, появились химические практики. Алхимиков больше интересовала тайна мироздания и возвращение человека в состояние до грехопадения. Так же, есть мнение, что алхимикам нужно было наделать кучу золота, что бы оно обесценилось вконец, и избавить общество тем самым от тирании золота и тирании денег.
- Как окружающие относятся к вашим не совсем обычным интересам, без опаски?
- Те, кто меня знает хорошо, относятся к моему увлечению спокойно. Ну кто-то жуков изучает, кто-то экономику, а кто-то алхимию. Все уже привыкли. Когда в академических журналах выходит твоя статья, все становится на свои места. Вязьма город очень спокойный — и здесь мало кого интересует, чем я занимаюсь. В Интернете, правда, бывает и по другому. По поводу проведения нашей недавней конференции чего там только не писали: «в Вязьме откроют портал в потусторонний мир» и «пора разгонять этих шаманов». Хотя сюда приехали кандидаты наук, серьезные ученые, аспиранты..
- Как по вашему, может ли существовать алхимия сегодня?
- Я никак не могу поддастся убеждениям, что где-то сейчас алхимия живет и процветает. Хотя есть другие серьезные исследователи, которые считают, что алхимия — это проявление чего-то безграничного и существует по сей день. Изыскателей в этой области много и у нас и на западе, которые даже именуют себя алхимиками. Но на мой взгляд это не более чем имитация великого искусства. Я связываю это только со средневековьем или с периодом поздней античности. Алхимии сегодня нет, есть ее имитация, ее подобие. Никто не мешает взять алхимический трактат, попытаться расшифровать символику и воспользоваться его указаниями. Пожалуйста, но это будет кружок юного химика на тему алхимии.
ДОСЬЕ:
Юрий Родиченков родился в 1966 году и вырос в Вязьме. Является преподавателе философии, логики и иностранного языка в Вяземском филиале Московского государственного индустриального университета. В 90-х годах работал журналистом. Радиолюбитель.