Смоленск, 25 июня - АиФ-Смоленск. За годы работы Светлана Пьянкова собрала по самым скромным подсчетам около 10 тысяч образцов народного творчества - песен, частушек, приговорок. Известный композитор и хормейстер Юрий Зацарный недавно назвал Светлану Викторовну едва ли не лучшим фольклористом современной России.
«На слух ловили все»
АиФ-Смоленск: Светлана Викторовна, как вы пришли в профессию?
Светлана Пьянкова: Тропа, которая привела меня к фольклору, берет свое начало в семье. И мама, и папа выросли в уральском селе Анненское, что в Пермской губернии. Традиции деревенского быта, и прежде всего песенного быта, впитались с малых лет. Певучий там люд! Любая встреча - с песнями. В гостях все поют, работаем на огороде - поем, даже простая уборка дома не обходится без песни. Мы выросли в этом. На слух ловили все, что звучало вокруг. В 1962 году, по окончании первого курса консерватории, я участвовала в Первой фольклорной экспедиции, после которой мне предложили работать в кабинете народного творчества. Уже после первой экспедиции я собрала свою родню и записала около 60 песен. На Смоленщине я с 1966 года, уже приросла к земле этой.
АиФ: Сейчас народная песня, народное творчество, к сожалению, находятся в тени...
С.П.: Конечно, так не должно быть. Это так горько - ведь столько делается для того, чтобы народная культура не уходила в небытие. В новых учебных планах курса народного творчества вообще нет. По специальности «теория музыки» оставили 36 часов. Что такое 36 часов? Так можно только чуть-чуть познакомить с предметом. Хорошее средство, я считаю, организация фольклорных фестивалей и праздников: чтобы коллективы из маленьких городов, сел не варились в собственном соку, могли общаться между собой и с профессионалами.
Хочу сказать, что у нас ведется большая работа, есть «Смоленские истоки», «Смоленские росточки» - фестивали и праздники, организованные областным Домом народного творчества - большое им спасибо! Привлечь детей - не проблема, они схватывают все на лету, с огромным интересом. Проблема - финансы, деньги, в них всегда все упирается. Некоторые коллективы просто не могут позволить себе оплатить транспорт, чтобы приехать. Конечно, есть у нас крупные фольклорные центры в Москве, Ленинграде (наверное, никогда не привыкну его Питером называть). Там работают большие отряды - не сравнить со Смоленском. Оцифровка, пропаганда, исследования. Но для всей огромной России это островки, которые к тому же очень мало связаны. И каждый греется у своей печки.
Главная боль и чувство локтя
АиФ: Можно ли сказать, что финансовая проблема - одна из самых острых?
С.П.: Для того чтобы кто-то что-то делал в искусстве, чтобы думать о нем и думать, как делать, - наверное, это касается не только искусства - человек должен быть обеспеченным. Что за примером далеко ходить: у меня есть звание, орден Дружбы, я член Союза композиторов - а какая у меня зарплата? С вычетами - дай бог, чтобы 10 тысяч рублей выходило. Чтобы иметь возможность поехать в санаторий, без которого мне сложно поддерживать здоровье, я не могу уйти на пенсию. Я работаю в училище и в областном центре народного творчества. В центре заработная плата еще меньше, чем в училище - совсем копеечная, но зато какой живой интерес. Я общаюсь с людьми, я чувствую, что нужна и что есть результаты этой работы. Мы из того поколения, которое не умеет работать «как-то». И вот, силы вкладываешь, силы уходят, дорожают продукты, лекарства, растет квартплата. Если бы за моим званием, за моим орденом стояло хорошее материальное обеспечение, так я бы сама, на свои средства все делала. Главная боль - это недостаток средств на издательскую деятельность, на техническое обеспечение. Вся моя жизнь положена на сохранение фондов, и я не могу их просто отдать кому-то. Но я еще не сделала всего, что могла бы. Недели не проходит, чтобы я в качестве члена жюри не съездила на какой-то фестиваль или конкурс в область.
Читайте также: | |
---|---|
Юрий Зацарный: «Россия - главный донор «Евровидения» |
АиФ: В чем, по вашему мнению, проявляется ценность народного творчества?
С.П.: Знаете, в других городах фольклористы говорят: у смолян есть песня на все случаи жизни. И это правда: пришел человек в гости - его с песней встречают, уходит - у него есть песня для хозяев. В военное лихолетье народная песня давала ощутить чувство локтя, и это особенно верно для Смоленщины. В селах нам рассказывали, как во время оккупации, в комендантский час, потихоньку собирались у кого-нибудь в хатеночке. «Вполголоса плачем да поем, плачем да поем», - вспоминали старушки. От песни на душе становилось легче, и беда не казалась такой безысходной. То же самое говорили и мои воспитанники из «Веснянки». Их спрашивали: «Почему вы посвящаете столько времени народной музыке, вам на дискотеку не хочется?» А они смеются: «Мы и туда успеем!» Теплее на душе становится, когда с песней соприкасаешься.
Досье
Музыковед-фольклорист Светлана Викторовна Пьянкова родилась 26 декабря 1942 года в Ашхабаде. Окончила Магнитогорское музыкальное училище, Ленинградскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова (теоретико-композиционный факультет, класс Феодосия Рубцова).
Заслуженный работник культуры России, член Союза композиторов России, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в Смоленском областном музыкальном училище, руководитель известного в России и за рубежом фольклорного коллектива «Веснянка». С 1970 года - заведующая кабинетом народного творчества музыкального училища Смоленска. Кавалер ордена Дружбы.