Легенды смоленской крепости: призраки старых башен и узники подземелий

Фото: Михаил Ефимкин

«АиФ-Смоленск» начинает новый исторический проект, посвященный 1150-летию нашего любимого города – «Легенды Смоленщины». Мы расскажем вам неизвестные факты самых популярных историй о Смоленске поделимся тем, о чем вы даже не догадывались.

   
   

Ожерелье Руси

«Построим мы такую красоту неизглаголанную, что подобной ей не будет во всей поднебесной. Одних башен на стене 38, и поверху ея свободно поезжай на тройке. Как на важной боярыне красовито лежит многоценное ожерелье, прибавляя ей красоты и гордости, так Смоленская стена станет теперь ожерельем всея Руси православной на зависть всех врагов и на гордость Московского государства», - именно так докладывал Борис Годунов царю Федору Иоанновичу в 1596 году, когда взялся за строительство.

«Каменная стена сплошным кольцом окружала Смоленск на протяжении целых шести верст. Она имела до семи сажен в высоту и до трех в толщину, тысячи красивых зубьев с бойницами украшали ее. На зубцы опиралась двускатная деревянная крыша. В стене были устроены в два яруса печуры или амбразуры с бойницами для пушек. В банях было устроено девять проезжих ворот, над которыми по православному обычаю, снаружи и извнутри города, стояли святые иконы в особых углублениях. Кроме того в разных местах под стеною были сделаны подземные ходы», - именно так описывал смоленскую стену смоленский историк рубежа XIX-XX веков Иван Орловский.

Башня Орел хранит еще много тайн. Фото: Михаил Ефимкин

Сейчас от былой красы осталось около 17 башен и около трех километров крепости, однако, и по сей день, смоленская крепость продолжает поражать всех путешественников своей красотой, а искателей приключений своими легендами.

Подземелья крепости

Смоленская крепость окутана целой сетью легенд про подземелья. В своем романе «Стена» министр культуры Владимир Мединский описывает случаи подземных боев, которые были документально зафиксированные в Смоленске, а значит и сами ходы должны были где-то сохраниться. В разных исторических описаниях под подземные ходы под крепостной стеной говорится много, но доподлинно сейчас никто ничего показать не может.                            

Много легенд ходит о подземельях под башней Орел, рассказывают о провалах в районе сквера памяти героев, там, где сейчас стоит памятник Кутузову. Говорят, что выход из подземелья находится на склоне холма за Троицким монастырем, разные подземные ходы регулярно находят в городе во время ведения строительных работ.

Определенно самыми близкими для смолян подземельями являются казематы в Лопатинском саду, именно в них содержались знаменитые военачальники Кочубей и искра, которые доложили Петру I об измене гетмана Мазепы во время Полтавской баталии. Кстати, эти казематы использовались еще во второй половине ХХ века: там были магазинчики. 

Стоит сказать, что интересная легенда связана с «входом в подземелье» в Королевском бастионе в Лопатинском саду. В дореволюционные времена над железной решеткой на большом белом камене была грубо высеченная надпись КАБОГРАЛЛО.

   
   

Как пишет в своих исследованиях смоленский краевед Сергей Яковлев, много десятилетий эта надпись служила предметом споров смолян. Кто-то считал ее автографом какого-то пленника-чужеземца, но многие смоляне склонялись к версии о том, что это была проделка детей смоленского губернатора Лопатин, которые изобразили на камне при входе в каземат по две первых буквы своих имен: «КА[сьян] БО[рис] ГР[игорий] АЛ[ексей] ЛО[патины.

Здесь когда-то была загадочная надпись. Фото: Михаил Ефимкин

Определенно можно сказать, что некое «подземелье» существует в литовском валу около Громовой башни Смоленской крепости. В одном месте вала явно заметно углубление, закрытое металлическими листами и укрепленное изнутри кирпичом. Старожилы рассказывают, что на месте нынешней звезды героя, которая находится «на торце» литовского вала у городской администрации есть дверь. Согласно легендам, литовский вал и Громовую башню когда-то соединял подземный ход.

Загадка Федора Коня

Сама личность зодчего крепостной стены Федора Коня окутана многими тайнами, связанными, прежде всего, с его происхождением. По официальной версии Федор Конь происходил из Дорогобужского района, но существуют варианты о том, что он даже был итальянцем.

В разных источниках его именуют то Федором Конем, то Кононом Федоровым, то Кондратом Федоровым, то Конем Федоровым (а сын зодчего записан в книгах Троицкого Болдина монастыря как «Мартин Иванов сын Коня»). Предполагают даже, что его иностранное имя просто «переиначили» на русский лад. Еще одним доказательством того, что Федор Конь мог быть иностранцем, служат хроники 1617 года, когда государев зодчий начал строительство несуществующего ныне кремля Белого города в Москве:

«В лето 7094 государь и царь великий князь Федр Иванович всей Руси самодержец повеле на Москве делати град каменный …а нарекоша имя ему Царев град, а мастер был русских людей именем Конь Федоров».

Некоторые хроникеры открыто называют Федора Коня «турским» человеком, то есть уроженцем итальянского Турина. Существуют также предположения о том, что Федор Конь мог учиться в Турине, потому что по своей архитектуре крепостная стена очень схожа с многогранными башнями замка Луго в верхней Италии (между Равенной и Болоньей). Об этом упоминает в своих исследованиях краевед довоенного времени Иван Хозеров.

Загадочности к личности Федора Коня добавляет и тот факт, что не существует практически никакой информации о его деятельности после постройки Смоленской крепостной стены или обстоятельствах смерти.

Легенда о башне Веселухе + фильм

До сих пор очень популярна легенда о Башне Веселухе, которую сейчас называют башней «Орел». По одной из версий там была замурована непослушная дочь одного из помещиков, которая вместо того, чтобы там плакать, устрашающе смеялась. Согласно другой легенде именно около этой башни «открыли свое производство» фальшивомонетчики во главе с неким польским графом Змеявским, который соблазнил местную помещицу и похитил ее мужа, присвоив себе, таким образом, начальный капитал. Он построил в Чертовом рву кирпичный заводик, в его подвале – делал фальшивые деньги. Шайка фальшивомонетчиков устраивала в башне «игрища нечистой силы», чтобы отвадить людей от своих темных дел. Говорят, когда логово фальшивомонетчиков раскрыли, то там же был обнаружен и пропавший помещик. 

А здесь, видимо, содержались легендарные Кочубей и Искра. Фото: Михаил Ефимкин

Интересно, что в 1921 году Алексей Толстой написал фантастический рассказ «Граф Калиостро», повествующий о похождениях на Смоленщине пройдохи-иллюзиониста. По этому рассказу Марк Захаров снял свой знаменитый фильм «Формула любви». В свое время смоленский краевед Сергей Яковлев предположил, что, вероятно, именно смоленская легенда могла стать основой для рассказа толстого, а, следовательно, и для фильма Марка Захарова.

Конь, паук и Годунов

Напоследок, нельзя не упомянуть про три легенды, которые вы обязательней услышите на экскурсии по Смоленску. Прежде всего, не стоит забывать, что всякий, кто осмелится нанести вред крепости, пострадает от ужасного заклятья, которое на нее наложил Борис Годунов во время закладки стены.

Во-вторых, если наступит тревожное время, то из толщи стены послышится конское ржание, которое предупреждает защитников города об опасности. Дело в том, что по легенде череп боевого коня покровителя города Меркурия Смоленского был замурован где-то в толщине стены.

Ну, и, наконец, под куполом Заалтарной башни на огромной высоте прямо на одной из балок, есть надпись «Паук». Говорят, что это было прозвище одного экстремала, который любил залезать на башни крепости без страховки, но однажды не спустился вних, а просто отпустил руки, говорят, из-за несчастной любви.