«Пушкин русской музыки». 5 великих произведений Михаила Глинки

Репродукция портрета Глинки работы Ильи Репина. © / Commons.wikimedia.org

«Пушкин русской музыки» - так называли Михаила Глинку современники, ведь роль, которую сыграл композитор из села Новоспасского Смоленской области в развитии русской классической музыки аналогична роли Александра Пушкина в русской литературе. Ко дню рождения великого земляка SMOL.AIF.RU вспоминает пять его великих произведений.

   
   

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Первая русская национальная опера

Опера в четырех актах с эпилогом «Иван Сусанин», премьера которой состоялась в 1836 году, стала называться «Жизнь за царя» по настоянию Его императорского Величества Николая I. Сам царь, придя в восторг от оперы, подарил Глинке бриллиантовый перстень.

Идею сюжета подсказал Глинке Василий Жуковский, наставник Пушкина. Знакомая публике по многочисленным костромским преданиям история о крестьянине Иване Сусанине, пожертвовавшим жизнью ради Отечества, приобрела в произведении Глинки новый масштаб. Простой человек стал центром, стержнем целой эпохи Смутного времени. Поход польской шляхты на Москву в 1612 году и разгром интервентов Мининым и Пожарским становятся фоном для подвига простого героя.

«Неизгладимыми буквами начертано 27 ноября 1836 года в истории русского искусства, — записал после премьеры оперы композитор и музыкальный критик Александр Серов. — На долю гениальных произведений в музыке весьма редко достается сочувствие публики тотчас, с первого же раза. С оперою «Жизнь за царя» случилось именно такое исключение».

Заключительная ария «Славься» из оперы долгое время считалась неофициальным гимном России.

   
   

«Вальс-фантазия». Гимн любви и молодости

Написанный в 1839 году, «Вальс-фантазия» Глинки посвящен его любви – Кате Керн, дочери Анны Керн, пушкинской музы. Чтобы не скомпрометировать любимую, Михаил Иванович официально посвятил свое произведение мужу своей сестры. Русская публика приняла вальс с восторгом, но с еще большим трепетом к нему отнеслась публика французская, когда в 1845 году в Париже Глинка лично оркестровал «Вальс-фантазию» для исполнения, дав варианту для оркестра название «Скерцо в форме вальса».

«Скерцо увлекательно, исполнено самого поразительного ритмического кокетства, истинно ново и превосходно развито», — записал композитор Гектор Берлиоз после концерта.

«Эта музыка напомнит тебе дни любви и молодости», - писал сам Глинка своему другу Константину Булгакову.

«Я помню чудное мгновенье…». Жемчужина русского романса

Проникновенный романс Глинки на знаменитые стихи Пушкина, «Я помню чудное мгновенье…», как и «Вальс-фантазия», посвящен Михаилом Ивановичем Екатерине Керн. Такую шутку с двумя великими сыграла судьба: Пушкин посвятил стихотворение старшей Керн, а Глинка написал на эти стихи романс, вдохновленный чувствами к Керн-младшей.

«Целая, чудно законченная, замкнутая в себе поэма любви высказывалась в романсе «Я помню чудное мгновенье», - писал композитор и критик Серов.

Современники говорили, что нежность, печаль и надежда были вдвойне «омыты» в этом произведении – гением Пушкина и гением Глинки. И, что, для того чтобы по-настоящему понять музыку великого композитора, нужно было услышать исполнение им собственных романсов.

«Помню, как поражен был слух мой находчивостью, с какой композитор одним легким штрихом - переходом повествовательно-плавно льющейся мелодии в неустойчивый ритм синкоп и всего лишь на один такт - вызывает образ «мимолетности». И тут же, чтобы восстановить плавность мелодии и подчеркнуть, что «мимолетность видения» не означает легковесности смысла и содержания, дважды повторяет последний стих строфы: «Как гений чистой красоты», - писал композитор и критик Борис Астафьев.

«Руслан и Людмила». Героический эпос в новом формате

Одна из самых популярных в России и за рубежом на сегодняшний день, опера «Руслан и Людмила» на премьерном показе была встречена прохладно, а императорская семья даже уехала из театра до финала 5 действия. Между тем уже в первый сезон опера была поставлена в Петербурге 32 раза, что почти в два раза больше всех популярных опер («Вильгельм Телль» Джоаккино Россини в первый сезон в Париже был дан 16 раз).

Работа над «Русланом и Людмилой», написанной по произведению Пушкина, началась у Глинки незадолго до смерти поэта – в 1837 году. «Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», - вспоминал Глинка.

Спустя годы публика в полной мере оценила, «распробовала» вкус романтической истории, обличенной в форму народного эпоса. Глинка создал целую галерею харизматичных персонажей, смешал в музыке восток и запад, страсть и лирику. Экзотика в славянском стиле покорила сердца поклонников оперы и предопределила развитие жанра. Многие музыкальные находки Глинки, например, симфоническую имитацию звука гуслей, позже использовали многие композиторы.

«Камаринская». Вихрь и лирика русской пляски

В 1848 году уже именитый автор двух выдающихся опер и множества симфонических произведений живет в Варшаве и, тоскуя по родине, вспоминает деревенскую песню. «В то время случайно я нашел сближение между свадебною песнею «Из-за гор, гор, высоких, гор», которую я слышал в деревне, и плясовую Камаринскою, всем известною, - пишет Глинка. - И вдруг фантазия разыгралась, и я вместо фортепиано написал пьесу на оркестр под именем «Свадебная и плясовая». Могу уверить, что я руководствовался при сочинении этой пьесы единственно внутренним музыкальным чувством, не думая ни о том, что происходит на свадьбах, как гуляет наш православный народ и как может запоздалый пьяный стучать в дверь, чтобы ему отворили».

То задорная и лихая, то мелодично-лиричная, вдохновленная народной музыкой «Камаринская» быстро стала известной и любимой и в дворянских кругах.

Справка

Основоположник русской классики родился 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, имении отца, в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. «Новоспасское – рай земной», - говорил Глинка, и, куда бы его не забрасывала судьба, всегда возвращался на малую родину за вдохновением. Биографы обнаружили интересный факт: связанные в жизни и творчестве, Александр Пушкин и Глинка родились с разницей в 5 лет и 5 дней, и ушли из жизни с разницей ровно в 5 дней и 20 лет.

Смотрите также: