«Болезнь отличниц». Психолог: «Анорексика нельзя кормить насильно»

Елена Хлиманова / АиФ

На прошлой неделе всю Россию потрясла история девушки из Архангельской области, погибшей от истощения, вызванного анорексией. О болезни знали родные и друзья, но вернуть девочку к нормальной жизни им не удалось. О том, как распознать анорексию у ребенка и не допустить беды, SMOL.AIF.RU рассказывает нейропсихолог, клинический психолог Светлана Качалова.

   
   

Свет в конце туннеля

Все громкие трагедии и обсуждаемые случаи анорексии неслучайно связаны именно с девушками. Психолог подтверждает: у юношей это заболевание встречается крайне редко.

«Подростки-мальчики могут терять в весе и при нормальном потреблении пищи - это особенность физиологии возраста, - рассказывает Светлана Викторовна. - Все-таки стремление соответствовать эталонам красоты - прерогатива женщин, у них больший диапазон для изменения внешности.. Мужские идеалы красоты как раз связаны с усиленным питанием - когда целью ставится наращивание мышечной массы. Если мы наблюдаем анорексию у юноши, то с большой долей уверенности можно сказать, что причина - психическое расстройство, возможно, шизофрения».

По словам психолога, в психопатологии и истинную анорексию следует различать, так как в половине случаев причина - в психопатологии, в психическом заболевании. Поэтому на первый план выходит важность вопроса дифференциальной диагностики — от нее и будет зависеть дальнейшее лечение.

Истинная же анорексия часто связана с тем, что у девочки (а в подавляющем большинстве от анорексии страдают девушки) воспитываются в определенных условиях стандарты красоты: глянцевые журналы, неестественной стройности куклы, постоянно сидящие на диетах и считающие калории мамы - все эти факторы формируют у девочки развитие ожиданий, которым она должна соответствовать, чтобы стать успешным человеком.

«Многие называют анорексию «болезнью отличниц». Я могу сказать, что это заболевание, действительно, проявляется у людей, планка ожиданий от самих себя у которых завышена, у людей требовательных к соблюдению стандартов, правил, рамок, - рассказывает Светлана Качалова. - Больная анорексией имеет одну цель, и эта цель для нее сверхценна. Такая цель или идея - то, что практически невозможно разрушить никакими доводами. Если такая идея сформировалась, то даже специалисту будет сложно ее «убрать». Люди с такой сверхценной идеей, как правило, ничего не видят вокруг себя, их идея - как свет в конце туннеля, и у больной анорексией формируется туннельное восприятие жизни. Все остальное - в темноте, побочное, и такой человек становится несчастным, неудовлетворенным. Психологам потом очень сложно работать с такими пациентами. На полное излечение уйдет не меньше года».

   
   
Истинная анорексия - "болезнь отлицниц", крайне требовательных к себе девушек. Фото: Public Domain / George Hodan

На что обратить внимание родителям

Подростки, как правило, очень скрытны. В первую очередь - выбор одежды подростком. Для подростков, особенно девочек, нормально желание одеться ярко, модно. Если же девочка выбирает мешковатую, закрытую одежду, которая может скрывать следы похудения, родителям лучше перестраховаться и выяснить причину. Тревожный симптом - крайнее нежелание открывать какие-то части тела, например, желание купаться в одежде.

Далее - потеря веса.

«Казалось бы, признак очевидный, и внимательные родители сразу заметят. Но, как показывает практика, если взрослые заняты своими проблемами, например, после развода, родители могут не обратить внимания. Есть такое выражение: «быстро растут чужие дети». Так что, каждый день видя своего ребенка, можно не сразу заметить перемены. Поэтому если родственники или знакомые, которые давно не видели вашу дочку, восклицают: «Как похудела!» - нужно присмотреться к другим признакам, поговорить с ребенком. Возможно, причина в стрессе, связанной с учебой или отношениями», - продолжает психолог.

Один из самых тревожных сигналов - исчезновение у девочки менструации. Даже если это не анорексия, с организмом девочки явно творится что-то неладное.

Следующий симптом: ребенок начинает избегать приемов пищи. Подросток может под каким-либо предлогом не завтракать/ужинать вместе с родителями, отказываться от семейных застолий и праздников. Чтобы проверить возникшие подозрения, пригласите дочку с подружками в кафе - вряд ли она откажется пойти, и там уже можно будет оценить аппетит ребенка или его отсутствие.

Если ваша дочь стремительно теряет вес, стоит выяснить причину и поговорить по душам. Фото: www.globallookpress.com

«Ненормально для подростка регулярное, навязчивое подсчитывание калорий. Если это делает мама - вопрос снимается, это простое подражание, - говорит психолог. - Должно насторожить родителей, если сразу после еды девочка идет в туалет: больные анорексией часто после приема пищи вызывают у себя рвоту. Здесь опять же лучше перестраховаться и, простите, подслушать под дверью. Кроме того, у подростков анорексия может чередоваться с булимией - то есть с перееданием».

Заметили несколько таких признаков - есть повод поговорить с ребенком начистоту.

«Есть простой и эффективный «маркер» для выявления анорексии, - поясняет Светлана Качалова. - Спросите девочку: «Для чего ты худеешь?» Если услышите ответ: для того, чтобы стать моделью/гимнасткой/танцовщицей, можете успокоиться. В данном случае похудение - это средство для достижения цели. Главное, чтобы девочка не переусердствовала. Если же дочка отвечает: «Просто чтобы похудеть», - нужно бить тревогу и обращаться к специалисту, пока не слишком поздно.

Главное, чего ни в коем случае нельзя делать - это насильно заставлять есть. Это не только вызовет негатив, но и вообще ни к чему хорошему не приведет».

Запущенная анорексия лечится уже амбулаторно - больная должна находиться под наблюдением врачей. Фото: www.russianlook.ru

Точка невозврата

Маргарита М., Смоленск:

«С чего начинается анорексия? С недовольства тем, как выглядит твое тело? С навязанных модными журналами и фильмами нереальных для простого человека стандартов красоты? Моя анорексия началась с несчастной любви. В октябре я рассталась с молодым человеком, которого очень любила, и, чтобы отвлечься, начала каждый день пропадать в спортзале. Нужно признать, что первое время это шло мне только на пользу: девушкой хрупкой я никогда не была, в школе при своем росте в метр шестьдесят весила больше семидесяти килограмм, но к поступлению в университет похудела до шестидесяти. И все равно была, что называется, пышкой. А тут два часа на тренажерах каждый день — и мое тело стало меняться. Пожалуй, только тот, кто сам прошел через борьбу с лишними килограммами, сможет понять, какую радость испытываешь, когда покупаешь вещь на один, а то и на два размера меньше, чем обычно, и она так хорошо на тебе сидит!

Через несколько месяцев изнурительных тренировок вес дошел до отметки в 55 килограмм. Казалось бы, тут можно было и остановиться, но вместо этого, дабы дело пошло еще быстрее, я начала серьезно ограничивать себя в еде. Не помню даже, когда эта идея впервые пришла мне в голову, но мой рацион в итоге сократился до двухсот грамм обезжиренного творога, трех зерновых хлебцев и одного яблока в день! При этом нагрузка в спортзале осталась прежней, а за каждый ненароком съеденный запретный продукт я «наказывала» себя дополнительной сотней поднятия пресса. Килограммы таяли на глазах; к началу лета я уже легко влезала в вещи младшей сестры, а еще через пару месяцев даже они стали мне непомерно велики.

Когда похудение становится целью, а не средством, пора остановиться. Фото: www.globallookpress.com

К осени я весила уже чуть больше сорока килограмм. Пишу сейчас эту цифру — и самой становится страшно. Но тогда мне казалось, что и этого недостаточно. Наверное, здоровому человеку очень трудно представить, что происходит в голове больного анорексией и как ходячий скелет может смотреть на себя в зеркало и видеть толстые ноги и свисающий складками с боков жир. Но именно так все и  было: я ходила в университет обходными путями только для того, чтобы сжечь больше калорий, выходила из комнаты, когда мои соседки по общежитию садились ужинать, и продолжала доводить себя до полного изнеможения в спортзале. Я чернела при малейшем порыве холодного ветра, мне было больно сидеть даже на самых мягких стульях и автобусных сиденьях. А еще мне очень хотелось есть: постоянно, каждую минуту я думала о еде, но отгоняла эти мысли прочь, уверенная, что так я проявляю силу своей воли.

Впервые мысль о том, что со мной что-то не так, пришла лишь тогда, когда у меня, взрослой двадцатичетырехлетней девушки, пропали месячные. Во мне к тому моменту осталось всего 39 килограмм. Тогда я впервые за несколько месяцев приехала домой, и мама, увидев меня, заплакала. Вместе мы пошли в смоленский Центр пограничных состояний и обратились к врачу. Не стану описывать все перипетии моего лечения, скажу только, что самостоятельно справиться с болезнью оказалось невозможно: я набрала несколько килограмм, но став на весы и увидев прибавку в весе, впала в истерику и снова начала худеть. Мой доктор приняла единственно верное в той ситуации решение: на два месяца определила меня в больницу под наблюдение врачей. Только там я начала нормально питаться, переживая и мысленно переговаривая себе каждый проглоченный мной кусок. Доктора говорили, что мне очень повезло: многие девушки в своей болезни доходят до так называемой «точки невозврата», когда повернуть процесс похудения вспять уже нельзя...

Говорят, что бывших анорексиков не бывает, и сейчас, спустя два года после выписки, я могу подписаться под этими словами. Да, я прибавила десяток кило к своим критическим 38 килограммам, исправно поглощаю завтрак, обед и ужин и несколько раз в неделю позволяю себе любые десерты. Но до сих пор я тщательно просчитываю размер дозволенной мне порции, не разрешаю себе съесть что-нибудь вкусненькое в неурочный час или день недели и многие продукты для меня под строгим запретом. Кто-то назовет это рациональным питанием, но я-то знаю, что стоит мне немного ослабить бдительность, как все может повториться сначала...»

Справка

Анорексия - расстройство приема пищи, характеризующееся преднамеренным снижением веса, которое вызывается и поддерживается самим пациентом, цель которого - похудеть. Желание потерять вес часто описывается как патологическое, которое сопровождается сильным страхом ожирения. У больного анорексией наблюдают искаженное восприятие своей физической формы.