Примерное время чтения: 6 минут
635

Суицидолог: «Даже пятилетний ребенок способен задуматься о самоубийстве»

Антон Минин / АиФ-Смоленск

В России продолжает ухудшаться статистика детского и подросткового суицида. Смоленская область не является исключением. Только за 2012 год в регионе зафиксированы 24 попытки детского суицида. О том, как вовремя предупредить суицид, а также о сложностях своей профессии «АиФ-Смоленск» рассказала человек редкой и очень важной профессии - психолог-суицидолог «Центра психолого-медико-социального сопровождения» Юлия Селезнева.

Корень зла

Элина Нурматова, smol.aif.ru: Юлия Андреевна, мы то и дело публикуем страшные сообщения о том, что то здесь, то там на Смоленщине подростки пытаются покончить с собой, и зачастую им это удается...

Юлия Селезнева - единственный специалист по суицидам в Смоленской области. Фото: АиФ-Смоленск / Элина Нурматова

Юлия Селезнева: Каждый год в России количество суицидов увеличивается как минимум в полтора раза. Проблема суицидологии очень актуальна и в нашей области. Поскольку эта тематика затрагивает не только завершенный суицид, но и большое количество прочих расстройств и нарушений у детей, трудностей, с которыми они сталкиваются, мы очень много внимания стали уделять профилактике этого страшного явления.

Михаил Ефимкин, smol.aif.ru: Насколько тяжело морально и нравственно работать суицидологом, сложно ли брать на себя ответственность за судьбы детей?

Ю.С.: Эта работа непростая во многих отношениях, перед специалистами всегда стоит вопрос конфиденциальности, проблема общения не только с детьми, но и с их родителями. Многие отмахиваются, говорят, что с возрастом это пройдет,  не обращают внимания на зачатки серьезных проблем. Ребенка важно «поймать» на субдепрессивном состоянии, на той самой точке SOS. В проблемных ситуациях дети часто не идут на контакт, требуется много сил и времени, чтобы расположить их к себе, конечно, если речь не идет о каком-то психическом расстройстве. Хотелось бы, чтобы в таких ситуациях родители и педагоги не оставались в стороне, ведь зачастую достучаться до них гораздо сложнее, чем до детей.

Э.Н.: Суицидолог - редкая профессия, как вы пришли в нее?

Ю.С.: Раньше я занималась клиническим консультированием подростков, у которых наблюдались депрессивные состояния и девиантное, то есть отклоняющееся от нормы поведение. Потом я переквалифицировалась, от более общих проблем перешла к частным, стала специализироваться на суицидологии.

Недетские мысли

Э.Н.: Почему у детей вообще возникают мысли о суициде?

Ю.С.: В основном это конфликты с родителями, сверстниками, неразделенная любовь, проблемы с учителями... Это может быть связано и с какой-либо утратой. К примеру, развод родителей или смерть кого-то из членов семьи, проблемы с друзьями или в учебе, чрезмерная опека, критичность со стороны родителей, их ожидания, навязанные ребенку. Говоря научным языком, возникает внутриличностный конфликт. Теряется цепь развития событий. Ребенок не видит, не знает своего дальнейшего пути.

Ромео и Джульетты

Э.Н.: В каком возрасте чаще всего начинают возникать мысли о суициде?

Ю.С.: Даже уже в пять лет ребенок может задумываться о суициде. Он понимает, что при фразе «Я убью себя» родители пугаются и обращают на него внимание. Чаще всего это элемент манипуляции. Дети говорят, но не делают. Однако они могут начать проявлять суицидальную активность, если, например, подверглись сексуальному насилию или произошел другой травмирующий детскую психику случай.

Э.Н.: Как же понять, что ваш ребенок начал думать о суициде? На что обратить внимание?

Ю.С.: Существуют три основные формы суицида: демонстративный, аффективный и истинный. Как раз в последнем и следует искать определенные признаки. Суициду предшествует депрессивное состояние. Ребенок будет прямо говорить об этом, истинный суицидник всегда хочет жить, но он так боится жить, что ему проще умереть. В этот период можно услышать прямую или косвенную фразу: «Лучше бы этого всего не было и не было бы меня». Это своеобразная кнопка SOS.

Беда в том, что иногда детей никто не слышит. И дальше наступает следующая фаза: они начинают активно шутить, ведь мы всегда стремимся осмеивать то, чего боимся. Ребенок уходит от социальных контактов или, наоборот, со всеми общается, мирится. Далее завершенность - ребенок начинает раздавать свои вещи, убирает комнату, исправляет оценки.

Э.Н.: Какие рекомендации вы бы дали родителям?

Ю.С.: Присматривать за тем, что интересует ребенка, особенно это касается социальных сетей. Стоит обращать внимание на резкое изменение поведения, режима сна, питания, внешнего вида. Нужно разговаривать с ребенком о том, что происходит в его жизни. Слушать и слышать то, что он говорит. Проговаривать свои эмоции тоже немаловажно. Совместно выстраивать причинно-следственные связи. Всегда показывать альтернативу, ведь любая неудача для подростка - трагедия.

Досье 

Юлия Селезнева родилась в Смоленске 25 апреля 1990 года. Закончила Смоленский гуманитарный университет по специальности «психология». Работала в ООО «Центр клинического, психологического консультирования и экспертизы». Сейчас работает в СОГБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения». В период с 2010 по 2013 год прошла целый ряд профессиональных тренингов, в том числе профессиональную переподготовку по суицидологии в рамках психологического консультирования.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах