Сменить пользователя: почему передача РПЦ пойдет на пользу башням смоленской крепости

Фото: официальный сайт Авраамиевского монастыря

Смоленской и Вяземской епархии РПЦ была возвращена территория Спасо-Преображенского Авраамиевского монастыря, а в придачу к ней передан в пользование участок одной из главных жемчужин Смоленщины - крепостной стены, включающий две башни и прясла между ними. 

   
   

Общее достояние

Авраамиева и Заалтарная башни перешли в бессрочное пользование Смоленской епархии по Распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области.К слову, об этом решении было заявлено еще в октябре прошлого года - Такое обещание дал губернатор Алексей Островский на встрече с епископом Пантелеимоном, тогда еще возглавлявшим епархию. 

Несмотря на это, новость о передаче вызвала шквал негодования общественности: в социальных сетях смоляне не скрывали своего возмущения - как можно отдать часть памятника архитектуры федерального значения какой бы то ни было  конфессии? Тут же припомнили и синагогу, в прошлом году построенную у Никольской башни.

«Мне кажется, крепостная стена - достояние всех смолян, поэтому доступ туда не должен быть ограничен», - считает Михаил Ефимкин, экскурсовод.

«Как вся стена, так и любой ее участок остается в федеральной собственности, - рассказывал еще в декабре прошлого года иеромонах Хрисанф, наместник Авраамиевского монастыря. -  Мы просто берем на себя часть ответственности за ее состояние, ставится цель вернуть Смоленской крепости надлежащий вид, очищение от мусора. В планах по реконструкции есть обнесение территории собственной стеной, при этом мы ни от кого не отгораживаемся, для свободного посещения это место будет открыто большую часть времени».

Бесхозное сокровище

Между тем фактически доступа к обеим башням нет уже около года - с тех пор, как началась реставрация Авраамиевского монастыря. 

«Говорить об ограничении доступа некорректно, - поясняет Владислав КОНОНОВ, начальник департамента Смоленской области по культуре и туризму. -  Законодательство предусматривает доступ к объектам культурного наследия, причем порядок этого доступа определяет пользователь. Например, как ни хотелось бы кому-нибудь ночью побывать на Громовой башне, но сделать это можно раз в году, в музейную ночь. А так - только во время работы музея, являющегося пользователем башни. Кстати, законодательство предусматривает не только доступ, но и обязанности бережного отношения к объектам культурного наследия».

   
   
                                                                         

По словам Владислава Александровича, на данный момент из 18 сохранившихся башен крепостной стены используется только шесть (музеи, ресторан-музей) остальные пользователей не имеют - за исключением двух башен, переданных на прошлой неделе епархии. 

«Десятки лет башни были фактически «бесхозными», - продолжает Владислав КОНОНОВ. - Ежегодно огромные средства из федерального бюджета направляются на ремонт стены. Но если не решен вопрос использования объекта, то очень быстро ремонт требуется вновь. За башней никто не смотрит, ее не убирают, как и территорию вокруг нее. Конечно, каждый волен иметь свой взгляд на передачу таких объектов в пользование. Но с точки зрения сохранности, поддержания в порядке, вопрос рационального использования очень актуален».

Авраамиева и Заалтарная башни до ограничения к ним доступа были одними из самых посещаемых среди смолян — и в следствие этого самыми «пострадавшими» от посетителей. Несмотря на проводимые субботники, на этом участке крепостной стены всегда остро стояла проблема с мусором.

Недавно в Долгочевской башне, у которой, к слову, пользователя нет, был обнаружен труп бомжа. Прежде чем тело обнаружили волонтеры, пришедшие на уборку, оно пролежало в башне около года