Мы поговорили о разнице в целях родителей и государства, умении поддержать ребёнка в его стремлениях и о слагаемых счастья.
Не учить «умирающим» профессиям
Ольга Ефимкина, «Аргументы и Факты – Смоленск»: Каковы особенности нынешней системы образования и современного мира, соответствует ли одно другому?
Руслан Хитров: Так складывается, что школа сейчас учит детей не тому, что им пригодится в жизни. И высшее образование абсолютно не гарантирует счастья и достатка. Нас продолжают готовить по узким специальностям, причём многие из них быстро развиваются, а другие исчезают, а вузы не успевают за этими процессами. Я советую родителям обратиться к сайту atlas100.ru, созданному Агентством стратегических инициатив и школой управления «Сколково». Там есть список 57 профессий, которые в ближайшие 15 лет исчезнут, и 186, которые появятся. Но этим новым профессиям никто сейчас не учит. При этом есть такой термин «технологическая сингулярность». Он означает, что через некоторые время развитие технологий может стать таким быстрым, что его не будет получаться предсказывать. Поэтому важно готовить не к какой-то конкретной профессии, а вооружать навыками, которые помогут ориентироваться, осваивать новое и самореализовываться в меняющемся мире.
Я понял, что у молодёжи надо развивать навыки soft skills, к сожалению, большинству это словосочетание ни о чём не говорит, особенно в Смоленске. Но оно сейчас очень актуально. Это «мягкие» или «гибкие» навыки в отличие от hard skills - узкоспециализированных, «жёстких». Soft skills несколько десятков, они собраны в четыре группы: коммуникация, мышление, управление собой и управление другими людьми. Они помогают адаптироваться, договариваться, решать разнообразные задачи. По моему мнению, будущее за ними.
Жизнь в смартфоне
- Какие особенности у нынешнего подрастающего поколения?
- Им приходится иметь дело с большими объёмами информации, на обработку которых нет времени. Мышление стало клиповым - всё должно быть в сжатом виде, в одном «кадре». Им нужно, чтобы всё было коротко, эмоционально, понятно, упрощённо. В этом есть как плохое, так и хорошее. Многие из нынешних ребят отступают перед задачами, для решения которых нужно вникнуть - вдумываясь, понять. Но, с другой стороны, они очень быстро умеют принимать решения. Я бы даже сказал: они «не парятся». Мы, нынешние взрослые, часто терзаемся чувством вины: по отношению к родителям и детям из-за того, что не уделяем им достаточного внимания, к себе - что не развиваемся, как хотели бы. У нас множество заморочек. А дети на эту тему «не парятся». Зато они приспособились играть на чувстве вины взрослых. Большинство из них - виртуозные манипуляторы.
- В вашем лагере есть лозунг «Лето без гаджетов». Почему это так важно?
- Зависимость от гаджетов - это ещё одна особенность молодёжи. Учёные провели исследование: 68 детям от 7 до 17 лет предложили побыть восемь часов без гаджетов и телевизора. Только три ребёнка дошли до финала этого испытания, потому что по его правилам, как только появлялись признаки угрозы для психического здоровья, их из эксперимента выводили. Это говорит о том, что дети замещают реальность «комфортным» вымышленным виртуальным миром: оставшись без розетки, зарядного устройства и телефона, они впадают в панику.
Когда они пишут, делают очень много ошибок, потому что при общении в Интернете нужно быстро передавать смысл: есть смайлики, сокращения, нет знаков препинания. Система языка теряет смысл. А язык - это часть идентичности, культуры человека, если ты стираешь эту часть, ты стираешь часть себя.
У многих современных детей не развивается фантазия: её заменяют видеоигры и другой визуальный контент - всё уже нарисовано. Мне кажется, что через некоторые время участки мозга, ответственные за воображение, вообще начнут атрофироваться. А когда человек перестаёт представлять нечто сам, он перестаёт мечтать.
- В нашей стране педагоги, несмотря на все попытки улучшить ситуацию, часто получают маленькую зарплату. Как вы к этому относитесь?
- Я считаю, что в России педагогами становятся только в двух случаях: когда человек - фанат своего дела и от безысходности. Знаете, в древнем мире педагогами изначально были рабы - люди, находившеся на самом низшем уровне социальной лестницы. Какие качества они могли воспитывать? Хорошо, если они в своей прошлой жизни были людьми, чем-то увлечёнными… Мне кажется, тут есть параллель с текущей ситуацией в российском образовании. Там часто работают люди, которым не хватает денег на элементарные вещи, это их озлобляет, заставляет ненавидеть свою работу и косвенно, а может, иногда и прямо - детей. В общем, я считаю, что несчастливый человек не может сделать счастливым другого; негармоничный не поможет другому стать гармоничным; человек, который не любит мир и людей, не научит хорошему. Кроме этого, нужно иметь в виду, что наши школы - часть государственной системы. Ей нужно, чтобы дети сдали ЕГЭ, чтобы мальчики пошли в армию, чтобы кто-то получил рабочую специальность, кто-то заполнил места в вузах. А цели государства и школы, как показывает наш опыт, родителей часто не удовлетворяют.
Нужно дать ребёнку расстроиться
- Я знаю, что у вас есть опыт работы с иностранными детьми, но вы решили больше его по возможности не повторять. Почему?
- Как-то мне пришлось поработать с ребятами из Бельгии. Там как раз никак не пытаются ограничить в жизни детей использование гаджетов, более того, там действует ювенальная юстиция, и родители просто боятся воспитывать. Потому что любой ребёнок после резкого слова или шлепка может пожаловаться, и взрослых либо серьёзно оштрафуют, либо лишат родительских прав. Эти дети весь день сидят, уставившись в телефон. Мы предлагали провести наши живые мероприятия, но они оказались им неинтересными. Более того, мы увидели, что у большинства ребят напрочь отсутствуют навыки общения, актёрской игры, они даже стихотворение не могут со сцены прочитать - всё выглядит так, как будто они впервые открыли рот, чтобы заговорить. Как-то раз мы собирались в поход в лес, и я попросил их взять с собой воды. На что мне один мальчик 13 лет сказал: «Зачем мне вода, у меня есть банковская карточка, я куплю себе воду, когда понадобится». Девочкам 13-14 лет мы дали задание описать свою будущую вторую половинку. Они все сошлись на том, что главное требование к ней, чтобы был счёт в банке. А ведь дети - это лакмусовая бумажка культуры, её начинка, сердцевина. У меня до этой поездки было желание организовывать смены по всему миру. После я сказал: «Xочу жить в Смоленске и работать с нашими детьми».
- Какие главные советы вы бы дали родителям?
- Нужно интересоваться происходящим в мире - знать, «куда он катится». Причём надо искать важное целенаправленно, а не пассивно, не получая информацию из новостей.
Важно уметь требование «Не занимайся ерундой» превращать в вопрос: «Почему тебе интересно этим заниматься?» Бывает всякое: некоторые дети делают карьеру, начав именно с видеоигр, где как раз развивают свои уникальные навыки.
Взрослые, мучимые чувством вины, часто включают гипер-опеку, хотят, чтобы у ребёнка совсем не было негативных эмоций и стрессов. В итоге это может привести к тому, что он лишится всех шансов на самостоятельность в будущем, где его ожидания разобьются о бетонную стену реального мира. Я бы сказал, что иногда нужно дать ребёнку ...расстроиться. А родителям нужно иногда разговаривать с детьми по-взрослому.
Смотрите также:
- Суицидолог: «Даже пятилетний ребенок способен задуматься о самоубийстве» →
- Изображая жертву. Психолог об истоках семейного насилия →
- Дорогой, у нас будет ребенок! →