Олеся Полякова: «Горные лыжи не брошу»

Фото: Николай Дементьев и из архива гостя номера.

Эта история произошла примерно месяц назад, однако широкий общественный резонанс вызвала только сейчас, после того как преподавательница одного из вузов Смоленска - 33-летняя Олеся Полякова стала героиней программы «Пусть говорят» на Первом канале. 

   
   

Инструктажа не было

Темой выпуска были экстремальные развлечения. Обсуждали не только трагедию на Домбае, где зорб (шар, состоящий из двух сфер, пространство между которыми заполнено воздухом) укатился в пропасть и в результате один мужчина погиб, а другой стал инвалидом, но и инцидент в Смоленске. Женщине отрезало четыре пальца на горнолыжном подъемнике. Пока компетентные органы ищут виноватого, Олеся пытается приноровиться к новым условиям жизни - работать на компьютере левой рукой, делать домашнюю работу...

- Олеся, как вас занесло на подъемник?

- Год назад я и мой муж Игорь пристрастились к горным лыжам. Кататься у нас на Смоленщине особенно негде, единственное место для горнолыжников - это спуск в районе улиц Исаковского и Твардовского. Там и собираются любители этого вида спорта. К их услугам два подъемника. Заплатив членские взносы, вы получаете личное крепление, позволяющее подниматься на вершину горы. Что мы с мужем 16 декабря и сделали.

Удовольстве стоило за сезон - 1300 рублей. Платить деньги нужно руководителю клуба «Семигорье» Юрию Богомолову, который стоит внизу горы и помогает прикрепиться к подъемнику. Кстати, после произошедшего деньги мне и мужу вернули.

По данным администрации Смоленска, «лыжно-буксировочный подъемник установлен на слаломной трассе в 1986 году и не находится на балансе города. Организацию досуга лыжников-любителей осуществляет общественная организация Смоленский клуб любителей горных лыж «Семигорье».

- А вас что, не инструктировали?

   
   

- Как такового инструктажа не было. И никаких бумаг с перечнем правил техники безопасности я не подписывала. 

Нам не говорили о том, что делать в случае нештатных ситуаций, как отстегнуться, когда подъемник приедет наверх... Что говорили? Как пристегнуться и начать подъем. Как оказалось потом, крепление отсоединялось автоматически, но только в том случае, если канат крепления будет находиться в натянутом положении, и его в этом положении нужно держать... Это мы догадались только по ходу движения... На вершине горы ни одного инструктора с целью организации безопасного подъема не предусмотрено.

Остановите подъемник!

- В какой момент все пошло не так?

- Крепление автоматически не отстегнулось. Крючок и веревку крепления стало очень быстро наматывать на движущийся основной трос бугельного подъемника. Я потянула за остаток веревки, перчатка зацепилась за трос, одна секунда - и руку затянуло между тросом и шкивом. Я даже не сразу поняла, что случилось... Когда увидела, что у меня нет четырех пальцев, я испытала шок... В 50 метрах сзади ехал мой муж... Отдыхающие начали кричать, чтобы остановили подъемник. Один из лыжников перетянул мне руку веревкой бугеля (крепления). Через какое-то время к нам подбежал Юрий Богомолов и первое, что он спросил, было не «чем вам помочь?», а «будете вы на нас в суд подавать или нет?..»

Кстати, когда эксперты программы «Пусть говорят» - сотрудники МЧС увидели на экране, как выглядит подъемный механизм, они буквально пришли в ужас, сказав, что такое оборудование вообще не должно работать... Уже после инцидента кто-то приварил к шкиву металлическую пластину, видимо, надеясь, что это убережет горнолыжников от травм...

- Помните, как добрались до больницы?

- Я только помню, как нас на своей машине везла девушка, которая живет рядом со спуском.  Врачи сделали все, что могли, и я им за это благодарна. Мне до сих пор снится, что пальцы можно было пришить, хотя теперь я точно знаю, что нельзя. Кости размозжило шкивом. Теперь вот приходится два раза в неделю ходить на перевязку. Что дальше? Вернусь на любимую работу - я работаю преподавателем в вузе. Потом, видимо, предстоит пройти медкомиссию, которая установит инвалидность, а потом будем думать о протезе, хотя стоит он, как квартира - от 1 миллиона рублей...

Услышат ли лыжников? 

- Будете ли обращаться в суд?

- Пока мы не думали над этим. Идет следствие. Виновного и степень его вины предстоит установить компетентным органам. Единственное, что я знаю точно, мы не будем требовать компенсации морального вреда... Самое главное для меня - не судебные тяжбы, а возвращение к полноценной жизни...

- Горные лыжи теперь наверняка останутся в прошлом?

- Почему же? Обязательно буду кататься. Правда, не здесь... Сами понимаете... К тому же есть опасение, что этот подъемник теперь закроют. А это значит, что любителям горных лыж вообще негде будет кататься. Хотя горнолыжников у нас на Смоленшине довольно много. Клуб «Семигорье» насчитывает около 500 членов...

Комментарии

Иван Олейников, представитель клуба «Семигорье»:

- За 20 лет существования подъемника серьезных случаев не было. По поводу техники безопасности... Если взяться за трос, могут произойти несчастные случаи, поэтому делать этого нельзя... Что касается материальной помощи, то клуб не имеет финансирования, мы можем только собрать деньги с членов клуба. Это будут небольшие средства, но это то, что мы можем предложить…

УМВД по Смоленской области:

- В настоящее время службой участковых уполномоченных полиции проводится проверка, по итогам которой будет принято процессуальное решение. Начальник УМВД по Смоленской области генерал-майор полиции Михаил Скоков взял эту проверку под личный контроль.

Смотрите также: