На минувшей неделе в редакции «АиФ — Смоленск» состоялся не совсем обычный телефонный разговор: «Здравствуйте, я хотел бы пригласить вашего корреспондента прогуляться со мною. Я коренной смолянин и очень не доволен тем, как сейчас выглядит мой родной город. Хотелось бы поделится по этому поводу своими мыслями и предложениями с вашей газетой». А почему бы и нет? Действительно, ведь интересно выслушать мнение человека неравнодушного к судьбе Смоленска и желающего что-то исправить. Заранее договорившись о встрече с Анатолием Новиковым, мы начали прогулку с улицы Кирова — от общежития №4 Смоленской государственной медицинской академии.
Не подумали?
«Ну вот давайте хоть отсюда начнем, - говорит Анатолий, указывая в сторону кладбища, которое начинается сразу за общежитием, - Смотрите, наглядный пример, кто-то спиливал на территории кладбища дерево, оно упало и прогнуло металлический забор. У меня здесь отец похоронен. Я пришел сюда и увидел, что расколот памятник, начал разбираться. Найти смотрителя на кладбище невозможно, хотя весь день он должен быть здесь и смотреть за порядком — это же его работа. Позже оказалось, что кто-то сюда приводил рабочих, чтобы завалить дерево. Что за рабочие приходили, кто валил это дерево — никто ничего не знает, как говорится, концы в воду. Как результат, мне нужно переделывать памятник и чинить забор кладбища. Как вы думаете, скоро его отремонтируют? Так и будет теперь стоять разломанный и погнутый». Как считает Анатолий Новиков, в свое время нужно было поручить облагораживать эту территории застройщику, который лет пять назад построил прямо перед кладбищем офисное здание, ведь, по сути, эта и его предофисная территория: «Можно было засадить здесь все кустами вдоль ограды, ухаживать за ними — вот и была бы здесь красота. Но в свое время об этом никто не подумал».
Пройдя несколько шагов в сторону перекрестка, мы продолжили разговор. «Мне всегда было интересно, почему дорожки ко всем остановкам в Смоленске делают под прямым углом, - говорит Анатолий, - Разве удобно так людям ходить? Конечно нет. Вот они и идут на остановку по газонам, по клумбам, все спешат. Никто об этом не подумал. А вот смотрите камни бордюрные, почти все валяются вдоль тротуара. Это из-за того, что их делают не сплошными плитами, а кладут какими-то отдельными плитками меньше метра, которые легко потом выбиваются. Давайте дальше. У меня всегда возникало такое чувство, что наши дворники не понимают, что траву, которая растет из под фундамента домов, нужно выскребать. Причем, этим не каждый день нужно заниматься, может раз в месяц, может всего два раза за лето. Это мелочи конечно все, но нужно признать, что если так все и оставить — никакого порядка не будет. Это другое мышление. Мы восхищаемся европейскими городами, но сами не можем взять в толк, что если этим заниматься и у нас будет красиво».
Порядок за год
По мнению Анатолия Новикова, еще одна больная точка Смоленска — это киоски и магазинчики. Конечно не они сами, а их внешний вид и содержание прилегающей к ним территории. Иногда доходит до смешного, когда предприниматель ставит возле входа в магазин клумбу, но даже не удосуживается не то что бы посадить туда цветы, даже насыпать земли. Кстати, такой пример можно видеть на той же улице Кирова. О разросшихся кустах, лысых газонах, поваленных мусорках и вовсе говорить не приходится. «Как известно, сейчас в Смоленске ведется активная борьба с незаконно установленными киосками, - рассказывает Анатолий, - Мне вот не понятна ситуация на Физинституте, где ларьки не снесли, а перенесли и поставили на зеленую зону. Почему, если борются с незаконными ларьками, их оставили стоять? Если на то пошло, то оставили бы на прежнем месте уже и не портили газон. А вид смоленских киосков — это же ужас какой-то. Их должны нормально ремонтировать и красить, а не так, что хозяин нанял абы кого — он пришел и помалевал от руки. Видно же как неаккуратно все сделано. Я считаю, что в городе должна быть специальная фирма, которая будет заниматься этими вопросами. Пусть она даже будет частная, но они хотя бы будут красить как положено. Вот посмотрите на этот киоск — как он выглядит? Дело даже не в том, что его хулиганы разрисовали, а в том, что его даже не моют, как и прилегающую к нему остановку. Продавщица может быть окна раз за лето протрет и все на этом, порядок». Наказывать таких горе-предпринемателей Анатолий Новиков предлагает принципиально большими штрафами. Такая схема работы, по сути, не хитрая и, к слову, применяется во многих европейских странах. «Нужно сразу объяснять частнику, где его территория и что он должен делать, если хочет на ней работать. Раз не хотят этим заниматься, давайте им штраф в 10 000 рублей, а не 100 - 200 рублей ,как это сейчас. Наши власти боятся обидеть предпринимателей? А предприниматель, в свою очередь, не обижает горожан тем, что у него здесь помойка перед магазином, что кусты как попало растут, что урна переполненная, погнутая вся стоит? Да, можно предупредить, дать штраф 1 000 рублей, через неделю, если он не исправил уже больше. А если ему вообще этот порядок не надо, ставьте вопрос ребром — имеет ли право этот человек заниматься такой деятельностью и содержать магазин. Если не хочет -лишайте его этого права. Это его проблема, почему из-за него мы должны страдать? Кто будет содержать твою территорию? Я что-ли? Я не прошу любить людей, не прошу любить меня, пусть просто любят свой город — и этого будет достаточно». Все штрафы Анатолий Новиков предлагает перечислять на нужды города, на текущий ремонт, облагораживание дворовых территорий, дорожные работы, уборку. По его расчетам, такими темпами в Смоленске можно навести порядок за один год.
Дорогое искусство
Так же, перенимать опыт Европы, Анатолий Новиков советует в проблемах смоленского граффити. Для этого можно в каждом районе города организовать своеобразные клубы для этого занятия, давать ребятам легальные стены, на которых они смогут рисовать в любое время, взамен поставив перед ними условия. «Пусть самые старшие объяснят этим ребятам, что это как в спорте — если ты владеешь чем-то, нельзя применять это против других. Так и здесь должно быть. Поверьте, делают это не трехлетние дети, это уже взрослые люди. А если будут ловить детей за граффити, то маме, которая в свое время не прочитала сыну книгу «Что такое хорошо, а что такое плохо», нужно предъявить штраф, так же тысяч в десять, и взять с нее за ремонт магазина, который он исписал. Пусть заштукатурят магазин заново, покрасят как положено. А полицейскому, который поймал хулигана, дадут с этого штрафа премию 5 000 рублей. И, поверьте, ловить их очень быстро начнут. А сейчас у нас как? Его поймали, он пришел, в лучшем случае, замазал кое-как эту стену, заплатил штраф 1 000 рублей и пошел рисовать дальше. Если будут наказывать как следует, не один из них больше не загадит такую стену».