Смоленск, 9 июля - АиФ-Смоленск. В соседней Белоруссии мне приходилось бывать около десяти раз. Конечно же, ездил я туда на вполне цивилизованном транспорте. Но то ли дело посмотреть сельскую глубинку страны! Давно страдая авантюрной идеей отправиться в Беларусь на велосипеде, я нашел двух единомышленников, не меньше меня привыкших к тяготам и лишениям экстремального туризма.
«Леший у нас тут ходит...»
Итак, мы с друзьями решились покорить просторы соседнего государства на велосипедах. Конечно, путешествовать на двухколесном транспорте гораздо комфортнее и быстрее, чем пешком, но все же за один день нам предстояло проделать внушительное расстояние в мягко говоря, ускоренном темпе: одному из нас предстояло в понедельник вернуться на работу.
Из родного Пржевальского мы выехали около восьми часов утра. Решив сэкономить время, направились в соседний Велижский район через лес. Местность здесь, на границе районов, совсем дикая: заброшенные и полузаброшенные деревни, заросшие травой в человеческий рост и выше поля, огромное изобилие всякой живности и хищных птиц.
У березовой рощи мы встретили охотника, бородатого пожилого мужика лет шестидесяти. «Куда путь держите, мальцы? – поинтересовался он, – нешто по асфальту ехать несподручно?» Услышав в ответ, что по асфальту крюк делать придется, а так, по полю, короче получается, охотник усмехнулся: «И куда вы, на Велиж? Не страшно что ли?»
Недоумевая, чего или кого именно нам стоит бояться, мы получили ответ, не очень-то отличающийся адекватностью: «Леший тут у нас ходит. Кого заведет, а кого и погубит. Я вот поохотиться и то далеко не суюсь. Мало ли чего? Еще бабка моя рассказывала: пойдет человек, и пропадет. А потом говорят – медведь задрал. Не медведь это. Так что сперва с дороги собьетесь, а потом и беда, того гляди случится. Возвращались и ехали бы по дороге лучше…»
Записки сталкера: | |
---|---|
Пугала-висельники и таинственные огни |
Поразившись живучести суеверий в сельской глубинке, мы поблагодарили охотника за добросердечный совет, и, само собой, не послушали его. Как вскоре оказалось, напрасно.
Сколько не писали бы в учебниках ОБЖ о необходимости брать с собой компас, никто из нас не воспринял всерьез риска заблудиться. Потерять дорогу «повезло» на местности, практически лишенной любых ориентиров. Солнце предательски скрылось за облаками, и, как оказалось, в таких условиях нет ничего важнее сторон света: около четырех часов мы потеряли на поиски дороги, вернее малоразличимой колеи в полях, путаясь и идя наугад.
О лешем мы вспомнили только тогда, когда оказались в болоте. Вероятно, раньше здесь была деревня с прудом, на месте которого, в низине, потом и образовалась топь.
Не успели мы выбраться, как началась гроза с сильнейшим ливнем. Почти сразу смерклось, и мы в поисках убежища забрались под выверт старого дерева. Удары грома были настолько сильны, что закладывало уши: молния несколько раз била в деревья на противоположной стороне поля. После одного из ударов из-под нашего выверта с диким писком вылетело несколько летучих мышей.
К счастью, нечистая сила, если она и была в чем-то виновата, смилостивилась к нам. Гроза стихла где-то через час, дождь закончился. Мы потащили велосипеды по полю, и в итоге удача повернулась к нам лицом: на горизонте показались электрические столбы и за ними – автодорога Смоленск-Велиж.
Купальская ночь
Под грохот несущихся фур и лязгающих мотоциклов мы добрались-таки до Велижа. Районный центр порадовал нас наличием придорожного магазина, в котором мы прикупили съестных припасов и воды. В сам город заезжать не было времени, и потому мы в Велиже не задержались.
Уже через пять минут наши велосипеды мчались по трассе, идущей на Витебск. По российскому участку дороги нам пришлось преодолеть большую часть маршрута. Белорусское шоссе не могло не радовать: мы не встретили ни одной ямы, к тому же отсутствие возвышенностей значительно повысило скорость нашего перемещения по белорусской земле.
Уже на подъезде к поселку Сураж – конечному пункту нашего следования, ждала очередная встреча: старушка лет семидесяти, возвращавшаяся домой с грибным лукошком, поинтересовалась, который час. Конечно, мы назвали московское время, чем и выдали себя. «Значит, ребята из России? Ну, время вы конечно, выбрали путешествовать нехорошее!» Вспомнив велижского охотника, мы решили, что любители страшилок живут по обе стороны границы, смирились с этим, и все же поинтересовались, чем может обернуться наша неосмотрительность, и в какое же время стоит путешествовать. «Купалье сегодня, что не знали? – удивляясь нашей глупости, объявила старушка, – знаете, что в этот день случиться может? Да все, что угодно! Вы еще скажите, что в лесу ночевать собрались?!»
Фоторепортаж | |
---|---|
Праздник Ивана Купалы во Фленово |
Какое бы уважение мы ни питали к пожилому человеку, бабушку разочаровать пришлось: да, именно в лесу и собирались. «Не боитесь, значит, нечистой силы? Ну смотрите сами, говорю, день такой сегодня – Купалье настало – в лес не суйся.»
Попрощавшись с суеверной местной жительницей, мы начали искать место для ночлега. Разместились на берегу Западной Двины в хвойном лесу. Развели костер, поужинали и собирались было ложиться спать, как вдруг услышали метрах в пятидесяти крик совы.
Крик повторился, и я пошел посмотреть, что случилось с ночной птицей. В сумерках сову, сидящую на надломленной ветке, удалось рассмотреть не сразу. Стоило мне подойти поближе, как птица перелетела с дерева и села на куст у меня за спиной. Как только я повернулся к ней лицом, сова повторила свой маневр. Решив, что мистики на сегодня достаточно, я вернулся к костру, и мы, утомленные стокилометровым маршрутом, заснули как убитые.
Наутро, проснувшись, мы не поверили своим глазам: костер, потухший еще вечером, продолжал гореть ровным пламенем, как будто кто-то подкладывал туда дрова. Более того: дымились и два соседних кострища, расположенные по разные стороны от палатки.
Умудренные знакомством с местной чертовщиной, домой мы возвращались по другому, короткому пути. Дорога через лес была гораздо лучше проселочных дорог в родном «Смоленском Поозерье», так что в скором времени мы уже были в России. Не встретив по пути ничего аномального, мы вброд перешли Касплю и оказались в Демидовском районе.
Мнение эксперта
Андрей Максимов, доцент СмолГУ, специалист по славянской демонологии:
«Наряду с домовыми, ведьмами, чертями, русалками, леший – один из наиболее популярных мифологических персонажей в традиционной культуре Смоленщины. Рассказы о лешем фиксируются в нашем регионе повсеместно. И это понятно, поскольку у нас значительная часть территории занята лесом. Если вера во многих существ со временем ослабла, то истории о лешем бытуют до сих пор. О встречах с ним рассказывают не только пожилые, но и люди среднего возраста, и даже, хотя и реже, молодежь.
Практически всегда леший враждебен по отношению к человеку, который вторгается в его пространство, поэтому с этим духом связана опасность, что выражается в устойчивом круге суеверий о нем: леший «водит» людей, заставляя блуждать по лесу, кружить по одному и тому же месту (поэтому смоленские крестьяне звали его также блудом), пытается завести в непроходимые, гиблые места, похищает детей и женщин, забирает проклятых людей. Сами лешие могут происходить из проклятых людей, чаще детей.
Именно действиями лешего раньше объяснялось неадекватное поведение человека, происходящие с ним в лесу «странности» и вообще различные необъяснимые явления.
Обычно встреча лешим происходит на «его» территории, причем он появляется внезапно и так же быстро исчезает, но известны случаи, когда демон является в жилище людей и некоторое время остается незамеченным. Как и в целом в русской традиции, на Смоленщине леший – это человек или антропоморфное существо – «старик седой в белой одежде и с длинными волосами». Иногда он предстает как неопределенного вида существо: то как «голая образина вроде лягушки, а ростом с человека», то как, «весь еловый».
В восточнославянской культуре на протяжении длительного времени известны представление о тропе лешего и связанные с нею истории. Пребывание на такой тропе, сон на ней связаны для человека со смертельной опасностью, но часто всё заканчивается благополучно».