В рамках фестиваля «Золотой феникс» прошёл показ картины режиссёра Юрия Быкова «Майор». Посмотреть этот фильм в Смоленске собирался актер Сергей Гармаш, ведь это - одна из самых «свежих» картин в конкурсной программе кинофестиваля.
«Майора» показывали этой весной во французских Каннах, где он был тепло принят зрителями, а позже, на Шанхайском кинофестивале, фильм и вовсе получил три награды, включая главную – за лучшую режиссуру. Интересно, что отечественные критики фильм Быкова приняли достаточно прохладно. Кто-то пенял на «неправдоподобные» характеры, а кто-то устал от индустриальных пейзажей и оборотней в погонах.
После демонстрации режиссёр вернулся на сцену и отвечал на зрительские вопросы. Оказалось, «Майор» получил прокат в нескольких странах Европы, мат картине необходим (с этим согласилось большинство сидящих в зале), а следующий фильм станет комедией про ЖКХ.
Заметки киносноба | |
---|---|
«Орудия смерти. Город костей»: мужчины рыдают, девочки пищат |
«Майор» рассказывает историю молодого майора полиции Соболева, который, нарушив все правила дорожного движения, насмерть сбивает семилетнего мальчика. Соболев разрешает своим друзьям из полиции замять дело (в результате проливается кровь), а потом, испытывая угрызения совести, даёт обратный ход (и тогда крови проливается ещё больше).
Кино, про признанию самого Быкова, не столько про полицию, сколько про систему, в которой правят феодальные отношения и повсеместная круговая порука. Систему, заставляющую каждого члена подчиняться своим, далёким от представлений о гуманизме, правилам. Сюжет сталкивает мягкосердечного Соболева и его бескомпромиссного и коллегу и друга Коршунова в борьбе, победитель которой очевиден с самого начала.
Ни один из героев «Майора» не укладывается в примитивную чёрно-белую схему. Это самые обычные люди с привычными желаниями, логичными поступками и, наверное, даже близким кому-то мировоззрением. Они поступают так, как считают правильным, и не важно, «правильно» в их понимании убить двух посторонних свидетелей, чтобы не пострадала дюжина их близких или сохранить одну жизнь, пожертвовав несколькими другими. Кино ставит своих героев в непростую ситуацию, а потом заглядывает в глаза и с паскудной ухмылкой вопрошает: «Что делать будешь, окажись на их месте ты?»
Работа с камерой – выше всяких похвал. Многие эпизоды сняты «одной проходкой», без склеек и прочего монтажа, что создает тошнотворный для чувствительных зрителей эффект репортажа с места событий. Музыка (которую Быков писал лично), что называется, полностью попадает в общий мрачный настрой и вообще хороша.
Тут бы возвести «Майора» на пьедестал, но последние пятнадцать минут картины опускают с небес на землю. Ни разу до того не сфальшивив, «Майор» включает знакомые болячки российского артхауса: умолчания, долгие паузы и, что самое страшное, совершенно нелепую «открытую» концовку. Каковая, конечно же, никакая не открытая, а какой-то срам, если не сказать хуже.
Читайте также: | |
---|---|
На что пойти в кино в Смоленске |
Совершенно понятно, почему отечественные издания восприняли фильм Быкова в штыки: якобы духовные снег/дым/пустырь/нищета/смерть большинства авторских картин сидят у критиков и адекватных зрителей неприлично говорить где. В «Майоре» всё вышеперечисленное действительно есть, но, во-первых, несёт вполне понятный смысл – нарисовать провинциальный нуар. Во-вторых, картина не ограничивается красивыми ракурсами очередной смерти на снегу, а доступно препарирует нашу общую действительность.
Сложно рекомендовать «Майора» всем и каждому. Если дорчитателя не пугает перспектива потери веры в людей на некоторое время, стоит задуматься о просмотре.