aif.ru counter
130

Заметки киносноба. «Майор»: кино не для всех

Сюжет Кинофестиваль «Золотой Феникс» в Смоленске: люди и события
Фото: wikimedia.org

В рамках фестиваля «Золотой феникс» прошёл показ картины режиссёра Юрия Быкова «Майор». Посмотреть этот фильм в Смоленске собирался актер Сергей Гармаш, ведь это - одна из самых «свежих» картин в конкурсной программе кинофестиваля. 

«Майора» показывали этой весной во французских Каннах, где он был тепло принят зрителями, а позже, на Шанхайском кинофестивале, фильм и вовсе получил три награды, включая главную – за лучшую режиссуру. Интересно, что отечественные критики фильм Быкова приняли достаточно прохладно. Кто-то пенял на «неправдоподобные» характеры, а кто-то устал от индустриальных пейзажей и оборотней в погонах.

После демонстрации режиссёр вернулся на сцену и отвечал на зрительские вопросы. Оказалось, «Майор» получил прокат в нескольких странах Европы, мат картине необходим (с этим согласилось большинство сидящих в зале), а следующий фильм станет комедией про ЖКХ.

                                                                         
Заметки киносноба
«Орудия смерти. Город костей»: мужчины рыдают, девочки пищат

«Майор» рассказывает историю молодого майора полиции Соболева, который, нарушив все правила дорожного движения, насмерть сбивает семилетнего мальчика. Соболев разрешает своим друзьям из полиции замять дело (в результате проливается кровь), а потом, испытывая угрызения совести, даёт обратный ход (и тогда крови проливается ещё больше).

Кино, про признанию самого Быкова, не столько про полицию, сколько про систему, в которой правят феодальные отношения и повсеместная круговая порука. Систему, заставляющую каждого члена подчиняться своим, далёким от представлений о гуманизме, правилам. Сюжет сталкивает мягкосердечного Соболева и его бескомпромиссного и коллегу и друга Коршунова в борьбе, победитель которой очевиден с самого начала.

Ни один из героев «Майора» не укладывается в примитивную чёрно-белую схему. Это самые обычные люди с привычными желаниями, логичными поступками и, наверное, даже близким кому-то мировоззрением. Они поступают так, как считают правильным, и не важно, «правильно» в их понимании убить двух посторонних свидетелей, чтобы не пострадала дюжина их близких или сохранить одну жизнь, пожертвовав несколькими другими. Кино ставит своих героев в непростую ситуацию, а потом заглядывает в глаза и с паскудной ухмылкой вопрошает: «Что делать будешь, окажись на их месте ты?»

Работа с камерой – выше всяких похвал. Многие эпизоды сняты «одной проходкой», без склеек и прочего монтажа, что создает тошнотворный для чувствительных зрителей эффект репортажа с места событий. Музыка (которую Быков писал лично), что называется, полностью попадает в общий мрачный настрой и вообще хороша.

Тут бы возвести «Майора» на пьедестал, но последние пятнадцать минут картины опускают с небес на землю. Ни разу до того не сфальшивив, «Майор» включает знакомые болячки российского артхауса: умолчания, долгие паузы и, что самое страшное, совершенно нелепую «открытую» концовку. Каковая, конечно же, никакая не открытая, а какой-то срам, если не сказать хуже.

                                                                         
Читайте также:
На что пойти в кино в Смоленске

Совершенно понятно, почему отечественные издания восприняли фильм Быкова в штыки: якобы духовные снег/дым/пустырь/нищета/смерть большинства авторских картин сидят у критиков и адекватных зрителей неприлично говорить где. В «Майоре» всё вышеперечисленное действительно есть, но, во-первых, несёт вполне понятный смысл – нарисовать провинциальный нуар. Во-вторых, картина не ограничивается красивыми ракурсами очередной смерти на снегу, а доступно препарирует нашу общую действительность.

Сложно рекомендовать «Майора» всем и каждому. Если дорчитателя не пугает перспектива потери веры в людей на некоторое время, стоит задуматься о просмотре.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах