Примерное время чтения: 8 минут
1348

Реальный сюрреализм. 5 шедевров Дали, которые можно увидеть в Смоленске

Ксения Матвеева / Коллаж АиФ

«Сюрреалист до мозга костей» - так испанский живописец, график, скульптор, один из самых известных представителей этого направления в искусстве, говорил сам о себе. Сальвадор Дали (его имя переводится как «создатель», а фамилия означает «проводник») родился в испанском городе Фигерас в 1904 году. Интерес к рисованию у него проявился в самом раннем детстве, в четыре года, а первую картину – импрессионистский пейзаж – он написал в 10 лет.

Коллекцию шедевров Дали, созданных мастером в период с 1954-го по 1982 годы, в Смоленск привез екатеринбургский бизнесмен Александр Шадрин. Творчеством сюрреалиста он увлекся в 14 лет, просматривая каталог его работ в спецхарилище библиотеки, где работала его тетя. В 1998 году после знакомства с руководителем фонда «Мир Дали» Бенджамино Леви коллекционер стал вести переговоры о покупке работ художника. Причем сначала он просто планировал взять их в аренду, чтобы организовать выставку в России, но стечение обстоятельств вынудило его приобрести работы. «Дали был замечательным графиком, при этом живописец он, по моему мнению, никудышный», - объясняет Шадрин, почему в его коллекции, в основном, графические работы художника, литографии, керамика и скульптура. Путешествие по стране коллекция Шадрина начала в 2006 году, и с тех пор побывала практически во всех городах России. Теперь, перед большой выставкой в Москве, она наконец добралась до Смоленска.

Всего в КВЦ имени Тенишевых выставлено сто произведений Дали. SMOL.AIF.RU выбрал пять из них, на которые обязательно нужно обратить внимание всем посетителям выставки, а подробнее о них рассказал сам коллекционер.

Серия гравюр «Японские сказки» (1976 год)

Гравюра «Персиковый мальчик». Серия «Японские сказки». 1976 год. Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

Эти гравюры являются своеобразной изюминкой выставки – по словам Александра Шадрина, они впервые выставляются в России. «Эти работы Дали делал полностью по технологии японской гравюры, - рассказывает коллекционер. - Он работал не кисточкой, а брал тампон и по трафарету раскрашивал. Получилась такая восточная раскраска. И сама цветовая гамма довольно необычная». В серии десять гравюр - «Принцесса и пастух», «Дюймовая малышка», «Попугай с обрезанным языком» и другие.

Цветная литография «Женщины-цветы» (1970 год)

Цветная литография «Женщины-цветы». 1970 год. Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

«В 1939 году Дали должен был оформить балет «Тристан и Изольда» и делал эскизы для него, – рассказывает коллекционер. – Снова он вернулся к этой работе в 1970 году и сделал уже литографию. Женщину он изобразил здесь не в одном лице, а в трех. Это все женские сути. С одной стороны мы видим рыбьи хвостики, а рыба – это символ Иисуса Христа. Это говорит о женской божественности. С другой – стилизованные кошачьи хвостики. Кошка в индоевропейской мифологии – темное, демоническое, сексуальное существо. Дали показывает, что и женская святость, и женская сексуальность зависят только от самой женщины. Здесь же мы видим шипы. У немцев есть поговорка: нет розы без шипов. Добавляя этот элемент, Дали говорит: «Хочешь иметь женщину, прекрасную, как роза, надо терпеть каверзы характера, шипы». У ног женщин – маленькие фигурки мужчин. Он специально нарисовал их маленькими, сгорающими от страсти. Дали показывает, что мужчинам нужно подниматься до понимания прекрасной женской сути. Эту работу, одну из немногих, он подписывает: Gala Salvador Dali 1939. Он объяснил это так: «Гала (Елена Дьяконова, жена и музы художника. – прим. авт.) сделала меня мужчиной, а значит, человеком».

Серия «Испания» (1954 год)

Керамика «Любовь к Кадакесу». Серия «Испания». 1954 год. Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

«В этой серии он изобразил все великое, что видел в Испании – солнце, море, любовь к Кадакесу (город в Испании, который часто посещали выдающиеся деятели авангарда 20-го века. – Прим.), - объясняет Александр Шадрин. – Если внимательно присмотреться к работам, можно увидеть, что это не штамповка – работа неровная, сделана вручную. Причем именно эти работы он лепил сам. Но Дали не был керамистом. Он эстет. Сделал – посмотрел: под ногтями грязь. И дальше он делал уже только эскизы. Но эти работы он создал вручную, и его энергетика в них присутствует. Из керамики Дали эти образы самые живые».

Серия керамических тарелок «Бабочки – антиматерии», «Рождение Космоса» и другие (1987 год)

Керамическая тарелка «Рождение Космоса». 1987 год. Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

Эти тарелки расписаны по эскизам Дали. «Уникальность Дали в том, что он был контактером, черпал идеи из космоса, - говорит Александр Шадрин. - Кажется, ну откуда у художника такие знания, допустим, по космологии, по ДНК? Уотсон и Крик (ученые, открывшие структуру дезоксирибонуклеиновой кислоты. – прим. авт) только создали модель ДНК, а Дали, не зная научных открытий, угадал, что цепочка будет спиралевидная. Например, работа «Бабочки – антиматерии»…

Керамическая тарелка «Бабочки – антиматерии». 1987 год. Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

Само понятие антиматерии до конца было утверждено только в 21-м веке, а Дали эскиз создал в начале 1970-х годов. Или «Рождение Космоса»… Это в наше время, в 21-м веке, математики и физики доказали, что вселенная расширяется, потом она умирает и будет сжиматься. Он создал свою улиткообразную вселенную: сначала она расширяется, потом червоточинка – это смерть вселенной, и затем она носиком смотрит внутрь себя – сжимается. Все это он воспринимает интуитивно, чувственно, не как интеллектуал, а как художник».

Бронзовая скульптура «Женщина в огне» (1980 год)

Бронзовая скульптура «Женщина в огне». 1980 год. Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

«Лица женщины Дали специально не создает, чтобы любая могла представить себя на ее месте. Она выставляет вперед руку – запрещающий жест, но в то же время будто бы говоря: предложи мне что-нибудь, чтобы я согласилась, - рассказывает коллекционер о еще одном примечательном экспонате своего собрания. – Пламя страсти настолько сильное, что ее тело выгибает. В порыве страсти женщина готова на любые безумства, о которых мужчина не может даже рассуждать. Здесь же мы видим две подпорки, которые Дали охарактеризовал так: толстая, неделимая, - это авторитет и власть женщины в семье, он непререкаемо высок. Вторая, дробная, опирается на два хвостика – это сексуальная власть женщины над мужчиной. Ящики, помещенные слева, – это секрет. В женщине столько секретов, что мужчина должен потихоньку открывать их и исследовать. При этом находятся они с левой, женской, эмоциональной стороны. И мужчина до конца эти секреты никогда не раскроет, потому что женский мир иррациональный».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах