Примерное время чтения: 7 минут
1609

Дерзкий график. Культовые работы Бакста, которые можно увидеть в Смоленске

Ксения Матвеева / АиФ

Лев Самойлович Бакст (настоящее имя Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) – русский художник, один из лидеров искусства модерна, мастер-оформитель балетных спектаклей. С 1902 года Лев Бакст работал для Эрмитажного и Александринского театров. Ближайший сподвижник Дягилева, в 1911 он был художественным директором его знаменитых «Русских сезонов». В 1911-1913 годах принимал участие в постановках танцовщицы Иды Рубинштейн и балерины Анны Павловой.

В 1909-1914 годах Бакст оформил двенадцать спектаклей дягилевской антрепризы. Как вспоминали современники, «в свое время Париж был подлинно пьян Бакстом», точнее, оформленными им балетными постановками. Их красочную композицию во многом определяли разноцветные костюмы героев, над которыми Бакст работал вместе с балетмейстером. Наброски моментально начинали цениться как произведения искусства. Законодатель парижской моды начала XX века месье Пуаре даже предложил Баксту сотрудничество в создании современной женской одежды для самых избалованных модниц Европы. Более того редкий модный журнал во Франции в те годы обходился без рисунков этого русского эмигранта. Льва Самойловича стали называть на французский манер - Леон.

«Театральные эскизы Бакста оседали у его друзей и в частных коллекциях, поэтому устроить персональную выставку было нелегко. В 1913 году его коллега Жан Кокто предложил собрать все самые знаковые работы художника: сделать гелиогравюры и расписать в технике пошуар. Бакст выполнил 77 экземпляров этой серии, из них 50 раскрасил сам. Они тут же были куплены главными музеями мира, по нескольку экземпляров есть и в библиотеке Конгресса США и Сорбонны. Несколько оказались у частных коллекционеров. Те работы, которые мы привезли в Смоленск – из собрания немецкого коллекционера», - рассказала куратор проекта, сопредседатель Европейского культурного клуба Ирина Стежка.

Всего на третьем этаже культурно-выставочного центра представлены 62 эскиза костюмов и декораций к балетам. SMOL.AIF.RU выбрал пять, на которые нужно обратить особое внимание.  

Эскиз костюма баядерки с павлином к балету «Синий Бог»

Эскиз костюма баядерки с павлином к балету «Синий Бог». Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

В мае 1912 года в театре «Шатле» труппа Русского балета Сергея Дягелева и балетмейстер Фокин поставили «Синего Бога». Главную роль в балете на музыку Рейнальдо Ано исполнил Вацлав Нижинский. Над декорациями и костюмами в этом сезоне работал один лишь Бакст, так как с Бенуа в тот период у Дягилева произошла размолвка.

Эскиз костюма синей султанши к балету «Шехерезада»

Эскиз костюма синей султанши к балету «Шехерезада». Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

В 1910 году весь Париж был взбудоражен премьерой балета «Шехерезада» - со сцены на зрителей обрушился настоящий «взрыв» ярких красок, декораций и костюмов. Парижане были покорены пряными ароматами Востока, которые веяли от прозрачных тканей, расшитых золотом и серебром, турецких шароваров, тюрбанов с разноцветными перьями: «Поражал вызывающий контраст ярко-зеленых занавесей и оранжево-красной плоскости пола, устланного ковром. На зелени свисающих тканей сверкали золото и чернь персидского орнамента. Как пламя горел и желто-красный костюм главного евнуха, и оранжевые шаровары танцующих перед шахом одалисок.

После «Шехерезады» в парижских салонах вошли в моду низкие диваны со множеством подушек, их хозяйки начали носить чалмы с эгретками и юбки, напоминающие шаровары. Бакст стал непререкаемым арбитром моды», - писал искусствовед Сергей Голынец.

Эскиз костюма мадам Карсавиной к балету «Жар-птица»

Эскиз костюма мадам Карсавиной к балету «Жар-птица». Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

Это первый балет на русскую тему в антрепризе Сергея Дягилева. Постановщик (балетмейстер) и исполнитель главной мужской партии - Михаил Фокин. Понимая, что Париж надо «угостить» чем-то исконно-русским, он проанонсировал это название еще в афише первого сезона в 1909 году. Но балет не успели поставить. Ловкий импресарио занялся подтасовкой - хотя на афише было заявлено «Жар – птица», на сцене исполнялось pas de deux принцессы Флорины и Голубой птицы из балета «Спящая красавица», неизвестное парижанам, притом в новых восточных костюмах Леона Бакста. Лишь год спустя в Париже появилась настоящая «Жар-птица» - первая балетная партитура Игоря Стравинского, прославившая имя тогда начинающего композитора за пределами России.

Эскиз костюма вакханки к балету «Нарцисс»

Эскиз костюма вакханки к балету «Нарцисс». Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

В сезон 1911 года, который многие считают «апогеем» деятельности дягилевской антрепризы, осуществилась мечта Бакста о постановке балета на античный сюжет.
Для балета «Нарцисс» Бакст создал блестящие стилизации античных костюмов, вдохновляясь искусством Древнего Крита и греческой архаики. Они передавали «аромат» древности и одновременно были необычайно современными (благодаря звучным цветам и стилизованным орнаментам, которые предвосхищали абстрактные рисунки 1920-х годов) - в стиле «неогрек». На одном из аукционов в 2007 году эскиз костюма Бакста к балету «Нарцисс» был куплен за 528000 фунтов стерлингов.

Эскиз костюма сирийской танцовщицы к балету «Клеопатра»

Эскиз костюма сирийской танцовщицы к балету «Клеопатра». Фото: АиФ / Евгений Гаврилов

Александр Бенуа в статье «Русские спектакли в Париже» писал о шумном успехе «Клеопатры», о том, как очаровали публику таланты дягилевской труппы, несмотря на полное неправдоподобие сценария: «Ничего подобного тому, что разыгрывалось, быть не могло. Никогда египетские «помещики» не ухаживали за служанками храма и не пускали в цариц стрел с любовными записками, никогда супруги фараона не предавались любовным ласкам на паперти храма, никогда не отравляли минутных фаворитов на глазах у всякого сброда, пришедшего их чествовать...». Тем не менее, зрители были в восторге, а спектакль прерывался аплодисментами.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах