Примерное время чтения: 9 минут
1278

Как живут дворянские гнезда Смоленщины сегодня?

Фото Михаила Ефимкина

Смоленск, 16 ноября - АиФ-Смоленск. Дворянские усадьбы Смоленщины - это одна из интереснейших страниц культурной жизни нашего региона позапрошлого века. Корреспондент «АиФ-Смоленск» превратился в исследователя и отправился назад в прошлое.

Дворец Максима Горького  

 Только аккуратно высаженные вдоль дороги дубы и липы подсказывали о том, что мы приближались к бывшей дворянской усадьбе. В новодугинской глуши небольшой поворот с указателем «Александрино» можно легко не заметить, если не знать, что там много интересного.

Буквально через сто метров на дороге показались первые руины, останки профсоюзного профилактория, который действовал здесь до середины 1990-х годов. Заброшенные многоэтажка и столовая дома отдыха оказывают удручающее впечатление на редкого в этих местах путника.

Внезапно у дороги среди груд строительного мусора вырастают старые одноэтажные кирпичные постройки, внутри у них растут березы и свален мусор. Немного в глубине парка над всем этим высится величественная громада усадебного дворца с зияющими глазницами окон. Он будто вырастает из-под земли среди старого неухоженного парка. Перед дворцом немного несколько эклектично смотрится неизвестно откуда взявшийся тут памятник буревестнику революции Максиму Горькому.



Молча входим под своды дворца. Если не считать веяний современности, выраженных в разбросанных вокруг пивных бутылках и высеченных на стенах признаниях типа «Даша+Витя=Любовь», то воображение мгновенно переносимся в позапрошлый век: подъезжающие к дому кареты, дамы в бальных платьях, блещущие эполетами подтянутые офицеры, тысячи зажженных свечей, которые не погаснут до рассвета. Потом прогулки по аллеям парка и широким лестницам, которые ведут к каскаду озер, тайны, вздохи, может быть признанья…



  

Богатое приданое

Интересно, что именно любовь часто толкала графов и князей на постройку пышных усадебных комплексов. Имение Александрино, например, получило свое название в честь княгини Александры Салтыковой, которая вышла замуж за князя Якова Лобанова-Ростовского. Как описывает эту историю исследовательница усадеб Наталья Гурская в книге «Знаменитые усадьбы Смоленщины», по заказу молодой княгини была построена церковь. Правда, находилась она в близлежащем селе Торбеево. Сегодня руины некогда величественного храма Вознесения Господня прекрасно видны с дороги на Сычевку и Тверь.    

На протяжении XIX века Александриным владели князья Лобановы-Ростовские, которые сделали его своей загородной вотчиной, поскольку проживали они чаще в Петербурге. Потомкам рода принадлежал там огромный дом, возведенный по проекту автора Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Этот дом и ныне находится между Вознесенским проспектом и Исаакиевской площадью. Если верить исследователям творчества то Пушкина, то именно на одном из львов, стоящих на крыльце того особняка, спасался от наводнения главный герой поэмы «Медный всадник».

Закат Александрино, как и многих других русских дворянских усадеб, пришелся на годы революции. Тогда были уничтожены практически все оригинальные интерьеры дворца. Фашистские оккупанты во время войны активно вырубали парк и хотели взорвать усадьбу, но, к счастью, у них этого не получилось. После войны в усадьбе обосновался дом отдыха, который закрылся в середине 90-х. С те пор активного интереса ни немногочисленные местные жители, ни заезжие гости к усадьбе не проявляли.

«Бог хранит всех»

 Именно эта надпись на латыни находится на гербе рода Шереметьевых, некогда владевших селом Высокое, которое находится всего в десятке километров от Александрино. Раньше на въезде в усадьбу стояли два льва, в лапах они сжимали щиты с изображением короны, венка, лани, корабля и оружия. Сегодня эти «цари природы» перебрались поближе к людям и охраняют двери местного техникума, а на въезде в деревню, на эдакой небольшой площади с автобусной остановкой, всех въезжающих встречает… боевой самолет. По словам местных жителей, его нашли на местах боев и решили установить здесь в виде памятника.

Высокое поражает обилием сохранившихся построек XIX, а то и XVIII века, это один из самых хорошо сохранившихся усадебных комплексов Смоленщины. До наших дней в достаточно хорошо сохранившемся виде дошло около двух десятков зданий, некоторые из которых используются для хозяйственных нужд, а в других даже до сих пор живут люди. Почти выцветшие таблички на стенах зданий сообщают редким гостям этих мест, что большинство зданий здесь охраняет министерство культуры РСФСР.  

Первым по дороге бросается в глаза деревянный «дом старой графини». Графиня, жившая там, сторонилась людей. Местные жители говорят, что в доме водятся привидения. Сразу после дома в глаза бросается великолепное здание двухъярусной церкви Иоанна Предтечи, которая стоит на возвышенности.



- Чтобы прочувствовать масштабы и великолепие этого архитектурного комплекса, надо пройтись по тем местам, где некогда красовались, а нынче предстают руинами творения лучших архитекторов позапрошлого века, - пишет в своей книге «Дворянские гнезда Смоленщины» исследовательница Анна Лапикова.

Особенно выразительным является усадебный дворец, который во времена СССР служил детским противотуберкулезным диспансером. В 90-е годы он почти полностью сгорел, остались только стены. Из других зданий интерес представляет птичник, похожий на маленький замок, и здания бывших конюшен, где сейчас обитают студенты местного техникума.



В этом месте, прямо под стать его названию, хочется думать о высоком. Как оказывается, и этот удивительный уголок Смоленщины преобразился в XIX веке именно благодаря любви. Здесь обосновался сын основателя известной подмосковной усадьбы «Останкино» граф Дмитрий Шереметьев. Поселился он здесь после того, как второй раз женился, на смолянке Александре Мельниковой. Именно она и увезла его в смоленскую глушь, чтобы он перестал скорбеть о своей первой супруге. Александра Григорьевна поспособствовала тому, чтобы в имение приехал известный архитектор Николай Бенуа, который и преобразил имение до такой степени, что им хочется восхищаться даже в пору забытости и разрухи.

Граф Шереметьев в своем имении не скучал. Все исследователи этой усадьбы в один голос говорят о том, что именно здесь была создана одна из первых пожарных команд в России. Причем в период расцвета в селе насчитывалось до 1000 огнеборцев. Граф приобрел первую в нашей области пожарную машину и регулярно скупал дома у местных жителей, чтобы поджигать их и тренировать своих подопечных.

Булгаковские места

Кстати, усадьба высокое теснейшим образом связана и с великим русским писателем Михаилом Булгаковым, который некоторое время работал врачом в земской больницу недалеко от села. Исследователи полагают, что он не раз был в Высоком и описывал его в своих произведениях.

«Положительно нет прекраснее времени, чем зрелый август в Смоленской губернии. Яблоки в бывшем имении Шереметьевых зрели… Леса зазеленели… Желтизной квадратов лежали поля… Человек-то лучше становится на лоне природы. Дни стояли жаркие до чрезвычайности. Над полями видно было ясно, как переливается прозрачный жирный зной. А ночи чудные, обманчивые, зеленые, - говорится в повести Булгакова «Роковые яйца». - Луна светила и такую красоту навела на бывшее имение Шереметьевых, что ее невозможно выразить. Дворец-совхоз, словно молочный, сахарный, светился. В парке тени дрожали, а пруды стали двуцветными пополам- косяком лунный столб, а половина – бездонная тьма».

В парке около дворца в Высоком есть маленький прудик-болотце. Считается, что именно он послужил одним из прототипов для повести Булгакова.

- Предположительно именно из этого болота выводились ужасные ящеры в «Роковых яйцах», - говорит исследовательница усадеб Мария Дёмочкина. – Если долго наблюдать за гладью озерца, то, кажется, что оно и впрямь со страниц фантастической повести.   

Кстати



Современные исследователи насчитывают в Смоленской области 253 дворянских усадьбы в разной степени сохранности. Местами до сих пор существуют большие архитектурно-парковые комплексы с руинами когда-то величественных дворцов и церквей, а где-то сейчас даже остатки фундаментов отыскать сложно. Только ряды липовых и дубовых аллей напоминают, что когда-то здесь процветала та самая русская культура, которую мы так часто видим в музеях и документальных фильмах, но безнадежно утеряна среди леса безликости леса бетонных и металлических конструкций больших городов и черноты запустения деревень.    

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах