О том, что где-то под Смоленском стоит заброшенный пионерлагерь, я знал давно. Однако, вспомнить, откуда мне это известно и кто рассказывал о этом загадочном месте, я, к сожалению, не смог. Поиски потерянного где-то в смоленских лесах «острова детства» оказались не такими уж простыми, как казалось вначале. Сначала удалось узнать, что скорее всего этот лагерь некогда назывался «Сокол», а сайт интернет «подсказал» что располагается он где-то между городом и поселком Красный Бор, в районе Верхней Дубровенки. Приехав на место поисков, решил поспрашивать у местных жителей. «Давно здесь живу, но ни про какой заброшенный лагерь не слышала, - рассказала мне женщина, ожидающая автобус на остановке, - «Смену» знаю, а больше здесь и нет такого ничего». Приблизительно такой же ответ я услышал еще от нескольких человек. Признаться, немного приуныл, но решил попытать судьбу еще раз и направился к одному из новых коттеджей, где во дворе что-то мастерил пожилой мужчина: «Да вот он, лагерь «Сокол», прямо за моим забором начинается». Обойдя через лесную тропинку, я вышел прямо к калитке пионерлагеря (а точнее к проему, который остался на ее месте).
Призраки прошлого
Некогда прежде звенящий от детских голосов и смеха пионерлагерь погрузился в лес. Представший передо мною «Сокол» напомнил картину, которую я, скорее всего, мог видеть в одном из постапокалиптических фильмов. Победа в борьбе цивилизации и природы явно досталась последней. Если кирпичные корпуса остались стоять непоколебимы, то сквозь деревянные уже начали прорастать деревца и кустарники. От падения некоторые постройки удерживают только стволы деревьев, в которые они уперлись своими крышами и верандами. То, что здесь когда-то находился детский оздоровительный лагерь, становится понятно, когда выходишь к постаментам, на которых стоят покосившиеся статуи пионеров. Они как последние символы ушедшей в небытие эпохи, оставшиеся верные своим идеалам. Однако, устоять на своих местах в наше время удалось не всем. Для статуи девочки, аккуратно складывающая в свой портфель дневник и тетради, это лето, скорее всего, станет последнем — от падения ее удерживает лишь два проржавевших металлических штыря, уже не справляющиеся со своей задачей. В ближайшее время она повторит судьбу своей подружки, которая стояла напротив. Ее фигурка лежит около растрескавшегося постамента. При падении образ каменной школьницы, прижимающей к груди учебник, разломился пополам. Хотя, не исключено, что этому поспособствовал кто-то из случайных гостей. На крайнем постаменте сразу две фигуры: пионер, на вид учащийся 5-6 класса, рассказывает своему юному товарищу о каких-то важных в пионерской жизни вещах, при этом указывая рукой вдаль. Видимо, смысл рассказываемых вещей за долгие годы потерялся - куда именно указывал пионер теперь уже не понять, ведь рука старой фигурки обломана по локоть. Кроме этих статуй здесь стоит еще несколько пустых постаментов. Позже, уже в редакции, я узнаю, что здесь некогда стоял мальчик с барабаном и пионер с мечтательным взглядом, что-то записывающий в блокнот.
«Неломать Дети»
По всему периметру лагеря можно найти обломанные стулья, спинки панцирных кроватей и простенькие прикроватные тумбочки (их здесь почему-то больше всего). В надежде найти что-нибудь «эдакое», я с любопытством заглядывал в каждую из них. Но кроме пустой поллитровой банки не нашел ничего стоящего. Неподалеку от калитки, через которую я попал в этот забытый всеми мир детства, можно увидеть старый колодец с оборванной цепью. В нем по прежнему есть вода, однако пробовать ее на вкус, пожалуй, не стоит — колодец захламлен всяким мусором. По близости маленькая пристройка с погребом, в котором, видимо, хранилась картошка и прочие овощи, входящие в рацион детворы. Пройдя чуть дальше и заглянув в одну из построек (стену которой кто-то заботливо разобрал) удалось найти уцелевшие картинки с иллюстрациями персонажей из советских мультфильмов: Маугли и Каа, Конек-Горбунок, Малыш из истории про Карлсона, который тайком от Фрекен Бок включает телевизор. Напротив один из жилых корпусов лагеря, веранду которой в свое время разрисовали чьи-то детские руки. Уцелевшие стекла дверей расписаны причудливым узором гуаши, на манер старинных витражей. Рядом на стене нарисованные мелками солнце и радуга, которую неизвестный художник, наверное, рисовал по принципу «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Правда, фиолетового и ярко-синего мелка в его коллекции не нашлось и основание радуги оказалось одноцветным. Чуть левее от этого рисунка звезды и молодой месяц, справа рисованная печка. Снаружи здание украшают росписи современных художников (граффити добралось и до сюда). Очень странной выглядит надпись красной краской на большой двери одной из построек: «Неломать Дети».
Непрошеный гость
Возможно, можно было бы найти в лагере еще много чего интересно, если бы не инстинкт самосохранения. Подозрительным мне показался еще не совсем старый матрас, который лежал на одном из разбитых окон. Не менее странно выглядела и пара чьих-то брюк, сохнущих на натянутой веревке. Ясно, что кроме меня здесь находился кто-то еще. Чуть позже я увидел двое мужчин в глубине лагеря и, через окно, человека спящего под черной шубой. Сделав выводы, я заходил лишь в те комнаты, откуда, случись что, можно было бы быстро ретироваться. Посетителей в лагере, видимо, хватает и по сей день. По территории разбросана целая куча пивных бутылок и пачек от семечек и чипсов. А возле одной из беседок кто-то даже поставил мангал, в котором есть угли.
Оказывается... (плашка)
Вернувшись в редакцию, я позвонил в Департамент образования по Смоленской области, что бы узнать о судьбе заброшенного «Сокола». Согласитесь, здесь не плохо было бы организовать какой-нибудь музей пионеров — место ведь очень необычное. Но оттуда меня перенаправили в Департамент Смоленской области по социальному развитию, пояснив что вопросами детских лагерей занимаются именно там. Однако, как мне пояснила Мария Жукова, начальник отдела реализации программ и организации отдыха и оздоровления детей, дать какую-то информацию по поводу ближайшего будущего брошенного лагеря, они не могут. Ведь «Сокол» не находится на балансе администрации Смоленской области. Покопавшись в интернете, я волей судьбы нашел ссылку на сайт «Национальной единой риэлторской сети» с объявлением (от 16. 08. 2012г.) следующего содержания: «Продается бывший пионерский лагерь «Сокол» расположенный в экологически чистом районе Смоленска. На территории есть капитальные и временные строения. Идеально подходит для строительства элитных загородных домов. Цена 40 000 000 рублей»...