Примерное время чтения: 7 минут
1067

Темное царство. В смоленскую деревню 20 лет не могут провести электричество

Михаил Ефимкин / АиФ

В редакцию «АиФ-Смоленск» обратились жители деревни Васильевщина Сафоновского района Смоленской области, которые всего в 300 километрах от Москвы и в 14 километрах от федеральной трассы Москва-Минск несколько десятилетий живут как в каменном веке - без электричества и воды.

Провода в соломе

С дороги мы сворачиваем в засеянное пшеницей поле, по которому еле видной полоской петляли две колеи - единственная дорога к деревеньке Васильевщина. Наши пассажиры, Андрей и Ирина Егорченковы, живут здесь почти всю жизнь, и двадцать лет борются за то, чтобы им провели свет и выкопали колодец, без которых они, конечно, живут, но с тем, что такое творится в паре-тройке часов езды от столицы, они мириться не согласны.

«Воду берем в роднике на берегу реки, а свет вырабатываем с помощью бензинового генератора, - говорит Андрей Егорченков. – Свет в деревне раньше был, но лет тридцать или сорок назад, никто точно не помнит когда, его отрезали сами энергетики, а провода увезли, чтобы не украли».

По всем документам деревня Васильевщина существует, у ее есть адрес и почтовый индекс, она разделена на пять земельных участков. Участки эти раздавали в начале девяностых в надежде на то, что люди будут возрождать село. Тогда в Васильевщине был всего один дом, но люди участки покупали - жить и работать на земле у смолян желание было. Сейчас в деревне три дома и еще два участка, которые находятся в чьей-то собственности, но, видимо из-за бытовой неустроенности, никто строиться там не хочет.

Ирина и Андрей Егорченковы. Фото: АиФ / Михаил Ефимкин

В одном из домов постоянно живет отец Ирины Егорченковой - ветеран труда и заслуженный строитель России Анатолий Сухарев. В соседнем жил, но так и не дождался электричества, старый дед, такая же судьба постигла и его сына. Теперь, видимо, очередь внука, который махнул на все рукой и уехал в Сафоново, приезжает сюда, как на дачу. Ирина и Андрей Егорченковы стараются все время проводить здесь, но в этом году серьезно заболел отец, приходится часто возить его в районную больницу в Сафоново.

Со времен Наполеона

Забытая чиновниками, энергетиками и коммунальщиками, деревня Васильевщина при этом известна уже не одну сотню лет. По воспоминаниям старожилов, во время наполеоновского нашествия в 1812 году это было достаточно крупное поселение, а после Великой Отечественной войны здесь была собственная школа. Сегодня нет почти ничего.

По словам старожилов, этот дуб помнит Наполеона. Фото: АиФ / Михаил Ефимкин

«Вот этот дуб помнит французов, - говорит Андрей Егорченков. – Когда мы сажали рядом с ним картошку, то находили в земле самые разные артефакты прошлого: патроны, сабли, некоторые вещи у нас даже в краеведческий музей забрали. По легенде, здесь неподалеку стояла церковь, и священник перед нашествием французов закопал всю церковную утварь в этих местах».

А еще на окраине деревни Андрей Егорченков обнаружил и благоустроил могилу бойца Красной Армии, которого немцы до смерти замучили в 1943 году. Поначалу удалось разыскать его родственников, но в 1990-х годах они перестали приезжать на могилку. Андрей Егорченков старается водить сюда на экскурсию школьников, с которыми он занимается военно-патриотической подготовкой, но в последние годы родители детей в глухую деревню не отпускают.

Могила бойца Красной Армии. Фото: АиФ / Михаил Ефимкин

А еще в деревне Васильевщина в 1908 году родился выдающийся советский океанолог Василий Назаров, который исследовал ледяной  покров Арктического и Антарктического бассейнов, произвел  классификацию айсбергов Антарктиды, изучал влияние ледовитости  полярных  морей на климат Земли.

Ни света, ни воды

«Здесь до ближайшей линии электропередач 500 метров, - говорит Ирина Егорченкова. – Мы 20 лет боремся, бумаги пишем, и будем бороться принципиально, мы хотим здесь жить. Сейчас нам отвечают, что зарегистрированных жителей здесь нет, а все одно, когда они и были, нам точно также не хотели ничего подключать».

Еще более интересная ситуация сложилась с питьевой водой. В деревне Васильевщина колодца нет, и никто из ныне живущих там колодца не помнит. Сейчас воду берут из родника у реки, но стоит воде разлиться, как единственный источник затапливается. По информации Егорченковых глава местной сельской администрации предлагает копать колодцы всем деревням в округе, но только не Васильевщине.

Здесь берут воду местные жители. Фото: АиФ / Михаил Ефимкин

«У нас трактор в гараже стоит, ульи сложены и кроличьи клетки, мы хотим здесь жить и работать, - говорит Ирина Егорченкова. – Но почему мы двадцать лет не можем ни от кого ничего добиться?».

Через год

Вместе с Егорченковыми едем к главе администрации Казулинского сельского поселения Сергею Цатневу. В жаркий пятничный вечер он занят работой, но от разговора с внезапными посетителями не отказывается.

«Провода просто так не протянуть, эти слишком дорого, даже годовой бюджет всего поселения этого не потянет, - говорит Сергей Цатнев. – Когда ваш отец (обращается к Егорченковым - прим.ред.) там строился, вы прекрасно понимали, что электричества там нет. А про колодец я первый раз два месяца назад услышал, если бы вы раньше сказали, то все бы давно было, а так на будущий год сделаем».

Трудно поверить, но когда-то эта аллея была деревенской улицей. Фото: АиФ / Михаил Ефимкин

Егорченковы начинают препираться с главой, доказывать ему, что заявок накопилась уже целая гора, да и сам глава прекрасно в курсе всего и раньше сам хотел строиться в Васильевщине, но Сергей Цатнев продолжает упорно настаивать на своем. Глядя на все это, хочется компромисса, но каждый новый вечер на закате дня деревня Васильевщина снова погружается в каменный век.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах