Короли российского панк-рока, питерские бунтари из группы «Порт (812)» стали героями первого «заседания» «Рок-клуба SMOL.AIF.RU», нового совместного проекта «А-клуба» и сайта SMOL.AIF.RU. Смоленск - 14-й по счету город, где они представили публике свой новый альбом «Бунт на продажу». О гастрольных приключениях, похищенных инструментах и пятом участнике группы, которого никто не видел, гостям «Рок-клуба SMOL.AIF.RU» музыканты рассказали сами – вживую, без лишнего пафоса и без посредников.
Размер не имеет значения
SMOL.AIF.RU: В Смоленске вы не в первый раз, не так ли?
Илья Никитин: Даже не помню точно, который по счету раз. Седьмой вроде бы. В первый наш визит мы все успели посмотреть: в церковь большую ходили, в кремль ходили, в английский паб ходили. Теперь приезжаем на концерты в «А-клуб» и постоянно тусуемся здесь. Отсюда можно в принципе и не выходить. Ваш клуб с точки зрения музыкантов – один из лучших в России. Здесь есть все, о чем можно мечтать.
- Но ведь клуб совсем небольшой...
И.Н.: Я не о размерах, я про душевность, про то, что человек, который его делал, сам музыкант и клуб делал в первую очередь для музыкантов, как для себя. А то, знаете, бывает, что какой-нибудь шашлычник решит «А дай-ка я сделаю рок-клуб». Вот в Кемерово, к примеру…
Иван Сафронов: В Кемерово мы час разгребали сцену от какого-то мусора непонятного, чтобы начать играть.
И.Н.: Мы спрашиваем, а где микрофоны, чувак? А он такой: «А зачем? И так все слышно будет». А зал огромный, больше вашего раза в два. Подход разный – чувствуете? А у вас нам и микрофоны меняли, и звук отстраивали как следует, чтобы все красиво было на концерте. В этом плане все очень круто.
Концерт группы «Порт (812)» в Смоленске. Фоторепортаж | Фотогалерея
Кайф без алкоголя
- Вам важно, перед какой аудиторией выступать – в небольшом клубе или на огромном стадионе?
И.Н.: Когда очень много народа - это, конечно, круто, это заводит. Как, например, когда мы выступали на альтернативной сцене «Нашествия». Зато в маленьких клубах есть тесный контакт с залом, плотное общение. В маленьких клубах все происходит юморнее. Нет такого пафоса. И в этом есть своя прелесть. Например, Игорек (Игорь Дроздецкий, барабаны, - прим.авт.) не стесняется показывать свои акробатические этюды.
Игорь Дроздецкий: Это не от клуба зависит, а от принятого топлива (смущенно).
- Спиртное и панк-рок неотделимы друг друга? Или такого быть все-таки не должно?
И.Н.: По-моему глубокому убеждению – не должно. Более того, я перед концертами не пью и друзьям не советую. Игорек иногда выпивает, но редко.
И.Д.: Я просто научен горьким опытом. Когда ты пьяный, ты не получаешь удовольствия от игры, и к тому же это дико тяжело. Не хочется играть.
И.Н.: Представьте, что вы грузчик. Дико напились и идете на работу разгружать десятитонную фуру. Я думаю, вряд ли вам это будет в кайф.
И.Д.: А вот после концерта можно и выпить чуть-чуть.
- Существует мнение, что для музыкантов, особенно для панк-рокеров употребление алкоголя - это традиция – традиция жанра что ли…
И.С.: Кто-то больше, кто-то меньше, но все выпивают.
И.Н.: Не знаю, не знаю, что здесь было первым - алкоголь или музыка. Мне кажется, что это взаимосвязанные вещи. Но на самом деле, чем дольше ты играешь, для меня, по крайней мере так, тем яснее понимаешь: если ты выпил и выходишь играть на сцену, то кайфа от сцены не получаешь. А когда играешь трезвым, по-настоящему прет.
Новые мушкетеры
- Илья, а расскажите о новых участниках группы.
И.Н.: Это наши мушкетеры. Игорь Дроздецкий почти три года уже с нами. Прекраснейший барабанщик. Единственный его недостаток - когда он перебирает с алкоголем, Игорек уходит и приходит Санек.
И.Д.: Проблема в том, что когда обычный человек перебирает с алкоголем, он что делает? Он вырубается, ложится и спит спокойно. А у меня этого не происходит. Приходит другой на смену. И у него откуда-то всегда столько сил, столько желаний.
И.Н.: Иван Сафронов у нас играет недавно, месяца два. Мы давно хотели второго гитариста. Ну, я и написал: «Ищем гитариста». Приходили на прослушивание всякие странные люди. А Ваня пришел и все сделал суперски. Это профессионал. Великолепнейший музыкант, еще и поет. Это, кстати, было одно из моих обязательных условий. И красивый вдобавок, что немаловажно для группы (смеется).
И.С.: Ты еще писал «не алкаш». Знакомые шутили, что я могу даже не ходить и не пробовать, потому что не пройду по этому пункту.
И.Н.: Ты просто не знал, какой Игорек (смеется).
Приключения панков в Опочке
- На чем вы перемещаетесь во время гастролей?
И.Н.: Я переместился из Питера в Смоленск на двух поездах, потому что прямой поезд отменили, как я понял.
И.С.: И почему мы также не переместились…
И.Д.: А мы переместились сначала из Питера до Опочки (Псковская область, - прим.авт.), а там нас высадили, выбросили инструменты и сказали, что мы уроды. Нам пришлось взять какого-то беззубого опочкинского пацана на ржавой «пятерке». Жаль, что он одеяло не давал, потому что в машине сифонило отовсюду: из дверей, из окон, отовсюду, короче. В общем, в Смоленск мы доехали за 4500 рублей.
И.Н.: От Опочки до Смоленска на такси доехали. Красиво жить не запретишь (смеется).
И.С.: Причем мы сильно не хулиганили, просто принципиально долбанутый водитель попался. Когда нас высадили, мимо проходили какие-то местные пацаны и спросили «Вы что, панки?». Они даже собирались милицию вызывать, чтобы нас на сутки в «кутузку» закрыть.
- А до Опочки вы на чем добирались?
И.С.: На обычном рейсовом автобусе.
- Вы не вместе ездите на концерты во время гастролей?
И.С.: Да. Как Depeche Mode (смеется).
И.Н.: Да вместе мы ездим, просто я не успевал на автобус, и мне пришлось добираться на перекладных. Но у них тоже на перекладных получилось. Дело в том, что коллектив без моего присутствия разлагается морально и физически, превращается во что-то непотребное и не умеет самостоятельно передвигаться (смеются). Им нужен надзиратель! В качестве меня.
- Получается, вы вот так запросто, как обычные люди ездите на рейсовых автобусах… А как же ваш большой гастрольный тур?
И.Н.: Да, был у нас автобус с белорусскими номерами, на котором мы ездили. Микроавтобус такой. С ним связана интересная история, потому что, в конце концов, в Екатеринбурге мы даже на своих инструментах не играли, потому что водитель… мммм… как бы это помягче сказать?
И.С.: Дал деру.
И.Н.: Ну да, типа того. Высадил нас и уехал с нашими инструментами.
И.С.: Мало того, что с инструментами, так еще и с личными вещами. Мы в чем ехали, в том на сцену и вышли. Я был в теплых зимних ботинках. На второй песне снял их и играл босиком.
И.Н.: Спасибо местным пацанам, которые дали нам инструменты. Но это, кстати, был очень веселый концерт. Один из лучших в туре. Собственно, за этим и катаются музыканты, чтобы было весело и клево.
- Комфорт, получается, для вас не важен?
И.Н.: Да важен, конечно, важен, но не всегда получается его получить. Все же думают, что музыканты едят прану (солнечная энергия, - прим.авт.) и ездить им не нужно, потому что они умеют телепортироваться. К счастью, Василий (Василий Гарапко, создатель «А-клуба», - прим.авт.) так не думает. Большой респект ему за это. Пример многим, как нужно относиться к музыкантам. Мы с ним очень давно знакомы - с 1999 года.
«Группа крови» - романтическая чепуха»
- Расскажите, как из «Маррадеров» вы стали «Портом (812)»?
И.Н.: Мой татуировщик назвал нас «маррадерами». Не знаю, почему это пришло ему в голову, но название прижилось. Мы не забросили «Маррадеров»: в прошлом году, к примеру, новый альбом выпустили. Просто занимаемся ими меньше, чем «Портом (812)». Почему? Какой бы хорошей ни была музыка «Маррадеров», она не находит такого отклика, какого нам бы хотелось. Вообще хардкор – это чистый андеграунд. Есть пара-тройка коллективов, которые собирают в России стадионы. Остальные - в полузабвении. А играть без отдачи не очень интересно.
- Что слушаете сами? Чья музыка нравится?
И.Н.: Depeche Mode – мои самые любимые, но они не вдохновляют на написание музыки. А кто вдохновляет? В последнем альбоме, который мы записали («Бунт на продажу», - прим.авт.), ничьего влияния особо нет. Там единственная песня «Виталий», которая состоит из рифов группы Blink 182. Но это песня - шутка. Ее придумал наш бывший гитарист Бамс. Когда мы записывали «Виталия», он сказал «Давайте я вам рифов «блинковских» наиграю, и это будет смешно». Вышло действительно забавно. Те, кто услышит эти музыкальные цитаты, повеселится.
- А из современных российских музыкантов кого уважаете? С кем дружите?
И.Н.: Дружим почти со всеми.
И.С.: У меня любимая – питерская группа «Пир во время чумы». Крутейшая.
И.Н.: У меня - «Пойманные муравьеды». Очень клевая питерская группа, но они в последнее время почему-то редко играют.
- А как относитесь к «Кино»? Вы на саундчеке постоянно повторяли «Цой» на отсройке звука, да и в Петербурге, откуда вы родом, к этой группе особое отношение.
И.Н.: Да, Цой крут. Я до сих пор слушаю его альбомы. Единственное, что у меня любимые альбомы «Кино» совсем не те, что у вас у всех. Я люблю «Кино» до «Группы крови».
- Почему?
И.Н.: Все, что после «Группы крови», мне кажется халтурой. Это – романтическая чепуха. Типа «ночь», «звезды», «любовь» - все это перемешиваешь и получаешь тексты группы «Кино». Особенно для «Черного альбома» это характерно. Хотя музыка крутая. «Звезда по имени Солнце» мне нравится, например. Но слова я не могу слушать, банальщина какая-то.
По колено в Красном море
- Как тексты пишутся: легко, трудно? Привлекаете ли других авторов?
И.Н.: В последнее время тяжелее, поэтому в последнем альбоме у нас есть несколько текстов не моих. Я попросил их написать профессиональных поэтов. И они справились с этим великолепно. Может, просто я глупее стал.
Алексей Александров: Скорее раньше ты больше каких-то эмоциональных взрывов переживал. Допустим те же 14 лет назад. Все время что-то происходило. Это взрывало твой мозг. А сейчас жена говорит «Поехали в Египет, любимый мой». Любимый поехал. Пишет оттуда: «Читаю, смотрю буддийские фильмы, здесь так скучно, бухло – дерьмо, даже не жарко, спасите меня». Но это я утрирую. Это естественно, это зрелость, это жизнь.