Возможно, мало кто из простых горожан знает, но едва ли не вся городская скульптура в Смоленске так или иначе связана с именем Петра Фишмана. В свое время именно ему доверили реставрацию одной из главных достопримечательностей города – трофейного оленя, привезенного смоленскими солдатами с дачи Геринга и установленного в Блонье. Петр Аронович несколько лет трудился реставратором в смоленском музее скульптуры имени Коненкова, и практически все хранящиеся там работы мастера нынешним состоянием обязаны Фишману.
Отсечь лишнее
Сейчас работы известного российского и советского скульптора, педагога, члена Союза Художников России Петра Фишмана украшают музеи и частные коллекции не только России, но Германии, Голландии и Израиля. Сам Петр Аронович в настоящее время преподает в вузе и в музее не работает, но, например, в «Ночь искусств» провел здесь для смолян мастер-класс по скульптуре. Корреспондент smol.aif.ru расспросил «ваятеля» о выборе профессии, отношении к Коненкову и о том, чего не хватает Смоленску.
Михаил Ефимкин, smol.aif.ru: Петр Аронович, почему из всех видов изобразительных искусств вы выбрали скульптуру?
Петр Фишман: Я закончил смоленский худграф, и когда выходил на диплом, передо мной встала дилемма: живопись или скульптура. Мне нравились оба направления, но скульптура перевесила. Хотя, что скрывать, на даче я люблю достать этюдничек и порисовать для себя, но на выставке я эти картины никогда не представлю.
Скульптура – это самое первое из всех изобразительных искусств. В отличие от других видов, она обладает трехмерностью. Если вы рисуете карандашом или красками, то создается только иллюзия пространства, хорошая, но иллюзия. А у скульптуры есть высота, ширина и глубина, здесь сложнее соврать, все можно обмерить и проверить. Испытываешь особое чувство, когда берешь в руки пластилин и придаешь ему форму, еще интереснее с твердыми материалами, от которых нужно отсечь лишнее. Это приносит огромное удовлетворение – ощущение сопротивления материала.
- К слову о материалах: скульпторы по дереву работают с целым куском древесины?
- Целое дерево - очень хрупкий материал, большой цельный кусок сложно найти, он может легко растрескаться. Если присмотреться к фигурам в музее, то можно увидеть места стыковки отдельных бревен, этот материал можно склеивать и составлять. Как говорят скульпторы-деревянщики, дерево невозможно испортить, в любое место можно что-то вставить и склеить, а вот с камнем все гораздо сложнее. Дереву нужен специальный режим температуры и влажности, и, если оборудования для его поддержания не хватает, материал трещит по швам.
- Правда ли, что скульпторы ограничены в выборе цвета во время своей работы?
- Неправда. Возьмем для примера древнерусские скульптуры: все они были ярко раскрашены, потому что это увеличивает эмоциональное восприятие любого произведения искусства. Когда я начинал как деревянщик, я тоже раскрашивал свои работы. Работать с цветом можно и нужно. Даже бронзу при желании можно сделать коричневой, черной или зеленой, можно наполировать до блеска. Особенно важно освещение скульптуры, если ее правильно установить на местности, то за счет солнечного света можно подчеркивать ее достоинства.
- Как в скульптуре можно проявить свою авторскую позицию?
- В скульптуре это можно сделать как нигде ярко, потому что, как я уже говорил, скульптура трехмерна, у нее есть длина, ширина и высота. Если живописец на полотне может что-то не прорисовать, что-то скрыть, то у скульптора это не получится. Здесь каждая грань на виду. Могу сказать, что хорошую работу сразу видно, она вдохновляет на эмоциональном уровне, мотивирует творить.
Трехмерный город
- По вашему мнению, в Смоленске достаточно скульптур?
- Это отдельный долгий разговор. К сожалению, власти не хотят тратить на это деньги, потому что не понимают, что это средства возобновимые. Чем больше скульптур, тем больше и туристов, а сейчас все много говорят о возрождении туризма. Мне недавно знакомые привезли фотографии из Нижнего Новгорода, там памятники и скульптуры на каждом шагу. Стоит сказать, что памятников в Смоленске достаточно, а вот городских скульптур очень не хватает. Наш город дал стране много замечательных людей, которые достойны того, чтобы их увековечили в скульптуре.
- Где в Смоленске можно устанавливать скульптуры?
- Полно мест, куда можно поставить. Когда-то я проводил в Смоленске симпозиум по камню. Результатом этого стал небольшой «сад скульптур» около кинотеатра «Современник». Изначально мы хотели поставить их около Громовой башни крепостной стены, там интересный рельеф и работы бы смотрелись очень выгодно, но не разрешили. «Не переживай: поставь тут, а потом там», - сказали мне тогда, но потом ничего сделать уже не дали.
Сейчас у нас завершается юбилейный год, мы вспомнили многие славные имена выдающихся смолян. Лично я с удовольствием бы сделал памятник губернатору Лопатину, создателю нынешнего городского парка культуры и отдыха. Недавно там повесили портрет, но на мой вкус скульптура смотрела бы лучше.
Фишман и Конёнков
- Как вы относитесь к личности Коненкова, в музее скульптуры которого проработали много лет?
- Я к нему хорошо отношусь, потому что шесть лет каждое утро реставрировал его работы. Конечно, как и многие люди, он был неоднозначной личностью, но его мастерство отрицать нельзя. Часто приходилось ездить к нему в мастерскую, которая находится в Москве на Тверской. Его «Пророка» мы на матрасе с помощью грузчиков тащили по Тверской целый квартал. В один из приездов мне пришлось ночевать в его мастерской, в его кабинете, на его кровати. Я даже принял ванну, в которой проходил водные процедуры сам Коненков. Когда я из любопытства открыл шкаф и нашел там пиджак со звездой герой Социалистического труда, то не смог удержаться, чтобы не примерить его, хотя так поступать нельзя. Однако, все это помогло мне, что называется, прочувствовать Сергея Коненкова и сделать его отличный портрет в дереве, который у меня выкупило Министерство культуры.