Ровно 42 года назад, девятого декабря 1971 года, не стало Сергея Тимофеевича Коненкова – выдающегося смолянина, скульптора, которого еще при жизни стали называть «русским Роденом». Немногие знают, что история личной жизни Коненкова не менее интересна, чем ее творческая сторона. Ведь Сергей Тимофеевич пылал сильнейшей страстью не только к искусству, но и к женщине, принявшей активное участие в разработке атомной бомбы и покорившей сердце самого Альберта Эйнштейна.
Музей на Маяковского
Музей скульптуры Коненкова в Смоленске находится на улице Маяковского, которая «притаилась» позади областной филармонии - легко можно пройти мимо.
Однако, если вы зайдете в музей, который работает в городе уже 40 лет, то не пожалеете. Здесь не только расскажут и покажут, в какие удивительные и порой причудливые формы выливалось вдохновение всемирно известного скульптора-деревянщика из Смоленской области, но и о том, какие перипетии в его жизнь привнесла любовь.
Игра в мяч
«Меня поразила эта девушка: высокая, стройная, изящная, она была необыкновенно хороша. В моей памяти она осталась навсегда. Ее лицо, ее густые, собранные в тяжелый узел золотистые волосы навсегда отпечатались в моей памяти», - вспоминал Сергей Коненков их встречу через много лет.
Впервые выдающийся российский и советский скульптор увидел Маргариту Воронцову в 1916 году, когда та приехала в Москву из провинциального удмуртского города Сарапула учиться на юридических курсах мадам Полторацкой. Они случайно пересеклись на вечеринке у общих друзей, и Коненкову сразу запала в душу прекрасная юная девушка, с которой он сразу рели познакомиться. К тому времени Сергей Коненков был самым знаменитым в России скульптором: его работы приобретали ведущие музеи, известные меценаты. В 1916 году он стал членом императорской академии художеств, но в тот момент он почему-то смутился, и Маргарита взяла инициативу в свои руки: завела разговор, задавала вопросы, предложила поиграть в мяч.
«На пороге гостиной я увидела высокого человека атлетического сложения, слегка сутуловатого. Особенно поразило меня его лицо с резкими чертами и с яркими черными блестящими глазами, меня тогда поразило полное пренебрежение в одежде. Этот известный скульптор , о котором писали статьи, издавали книги, действительный член Академии художеств, который был знаком со всей московской художественной элитой, заявился в дом в косоворотке, в высоких сапогах, меня это поразило», - так вспоминала Маргарита их встречу.
Возраст не помеха
На следующее утро после знакомства скульптор отправил Маргарите огромную корзину свежих роз, он как мальчишка был влюблен в молодую девушку. Так начались их отношения. Вскоре Маргарита уехала домой на каникулы. Не в силах себя сдерживать, Конёнков последовал за ней. Она встретила его, привела в дом и познакомила с родственниками. Скульптор сразу попросил руки Маргариты у ее отца. Ответ был отрицательным. Родителей не устроила разница в возрасте. Сергею Коненкову уже сорок, а ей только исполнилось двадцать лет. Скульптор «убит» отказом.
Несмотря на запрет родителей, они стали жить в гражданском браке. Вместе с Конёнковым юная Маргарита вошла в круг выдающихся людей России. Близкими друзьями мастера были Сергей Есенин, Федор Шаляпин и другие выдающиеся люди своей эпохи, многие из которых были влюблены в нее. Говорят, что, несмотря на наличие мужа, она заводила романы со многими его друзьями. Но, несмотря ни на что, она оставалась со скульптором. Он ужасно ревновал, но ничего не делал. В итоге Маргарита не стала работать по профессии, а, как говорят сейчас, стала менеджером для своего мужа, не переставая быть его музой и моделью. Официально они поженились лишь в 1922 году, после смерти ее отца.
Новый поворот
Через год их жизнь кардинально изменилась. Руководство Советского Союза, которое скульптор с энтузиазмом поддержал во время революции, отправляет его в Америку для участия в выставке Советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится всего несколько месяцев, но она затянулась на 22 года. Все это время Конёнков активно работает в Штатах. Он открывает американцам глаза на то, как надо работать с материалом, особенно с деревом, которое в Новом Свете рассматривалось исключительно как строительный материал. Даже во времена Великой депрессии Маргарита обеспечивает Конёнкова заказами. Ее популярность в обществе стремительно растет. Она становится настоящей «светской львицей», шокирует публику своими яркими нарядами.
Альмар
В 1935 году Принстонский университет заказывает русскому скульптору Сергею Конёнкову портрет своего самого именитого профессора – Альберта Эйнштейна. Говорят, что во время первой встречи с Маргаритой Альберт не смог сдержаться и поцеловал ее прямо при муже. Постепенно Альберт и Маргарита начали сближаться. Он писал ей письма, посвящал сонеты, рисовал рисунки. Они даже придумали себе кодовое имя «Альмар», которое состояло из начальных букв их имен: Альберт и Маргарита. Маргарита подолгу гостила у Эйнштейна, уезжала к нему подлечиться, муж, казалось, ничего не подозревал.
«Приезжай ко мне в Принстон, тебя ожидает покой и отдых. Мы будем читать Толстого, а когда тебе надоест, ты поднимешь на меня глаза, полные нежности и я увижу в них отблеск бога», - писал Эйнштейн в одном из своих посланий. Ему было уже 56, а ей – почти 40.
Проводя много времени с Эйнштейном, она стала общаться со многими известными учеными Америки тех лет. А в 1939 году Эйнштейн и группа ученых написали письмо на имя президента США Франклина Рузвельта о том, что гитлеровцы активно разрабатывают оружие невероятной силы и мощности, использование которого может иметь самые страшные последствия. Естественно, что самый близкий к Эйнштейну человек становится посвященным в тайны атомного оружия, идея которого носилас в умах всех великих мира сего.
«Манхэттенский проект»
Эти отношения были использованы советской разведкой, чтобы собирать информацию о ядерных разработках США. Маргариту завербовали и, благодаря своей феноменальной памяти, она в точности передавала своему начальству все разговоры в доме Эйнштейна.
Вместе с тем, в годы Второй Мировой войны Маргарита Конёнкова возглавила «Комитет помощи русским в войне». Ее усилия оказались не напрасны: в Союз шли эшелоны с гуманитарной помощью.
В 1943 году американское правительство запустило собственную программу создания атомной бомбы, которая получила в истории название «Манхэттенский проект». В его работе были задействованы 130 тысяч человек, на расходы была выделена колоссальная по тем временам сумма – миллиард долларов. Руководителем проекта вполне мог стать Альберт Эйнштейн, но его забраковали из-за «неблагонадежности». Руководителем проекта стал физик Роберт Оппенгеймер. Однако, без консультаций с Эйнштейном, судя по всему, не обходилось. А это значит, Маргарита тоже была в курсе всех последних новостей.
Назад в СССР
Понятно, что об оперативном получении секретной информацией Советами вскоре стало известно руководству США. Ничего хорошего Маргарите Коненковой это не сулило. В 1944 году Иосиф Сталин отправляет в США пароход, чтобы привести домой супругов Конёнковых. Маргарита призналась Эйнштейну в том, что работала на разведку. Их расставание было очень тяжелым, на прощание он подарил ей свои золотые часы, талисман, который будет ее хранить.
После возвращения в СССР, Сергею Конёнкову дали большую мастерскую в центре Москвы и он снова с головой ушел в работу. Никакие обвинения в том, что они «пересидели» войну на другом континенте, на эту семью не действовали. А вот от «светской львицы» не осталось и следа, она полностью ушла в тень своего мужа. Переписку с Эйнштейном она продолжала до самой его кончины в 1955 году.
Забвение
Сергей Конёнков прожил долгую жизнь (97 лет) и покинул этот мир в 1971 году. С этого момента Маргарита Конёнкова перестала поддерживать связь с обществом и уединилась в двух комнатках, которые располагались над мастерской мужа. Она пережила его на девять лет и перед смертью уничтожила практически весь свой архив. В 1980 году она умерла в забвении от истощения в самом центре вполне благополучной Москвы.
Послесловие
«Когда санитары выносили из мастерской ее охладевшее тело, то по дороге они загляделись на фигуру прекрасной женщины, выполненную Конёнковым, - так заканчивала этот удивительный рассказ о жизни и судьбе разных людей, пути которых пересеклись благодаря одной женщине, старший научный сотрудник музея скульптуры имени Сергея Конёнкова в Смоленске Любовь Тубен во время проведения всероссийской акции «Ночь искусств». – Они даже не подозревали, что несли на носилках ту самую женщину, которая позировала для скульптора».
А восемнадцать лет спустя на аукционе всемирно известном аукционе «Сотбис» были выставлены на продажу уцелевшие письма Эйнштейна Маргарите и золотые часы, которые он подарил ей при расставании.