Смоленск, 21 февраля — АиФ-Смоленск. Сегодня, 21 февраля, стало известно о кончине режиссера, сценариста, продюсера и актера Алексея Германа-старшего. Мэтра отечественного кинематографа госпитализировали еще в ноябре прошлого года, и сегодня утром сын Алексея Георгиевича записал в своем блоге, что Герман-старший умер, не приходя в сознание.
Алексей Герман запомнился россиянам, пожалуй, как создатель неповторимых картин «Двадцать дней без войны», «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину!»... Однако не многие знают, что именно Смоленск можно назвать колыбелью творчества этого удивительного режиссера: свой самостоятельный проект — сказку — Алексей Георгиевич поставил в 1960-ом году на сцене Смоленского драматического театра.
- В музее нашего театра сохранились дневники одного из старейших сотрудников, - рассказала «АиФ-Смоленск» Елена Киреева, заведующая литературной частью Смоленского государственного дараматического театра имени Грибоедова. - В них записано, что спектакль Алексея Германа, действительно, состоялся на сцене театра 30 декабря 1960 года. К сожалению, автора записи уже давно нет в живых, и в труппе на сегодняшний день не осталось актеров, которые были задействованы в этой постановке.
Смоленскую публику режиссер Герман поразил: разжег на сцене костры и опутал актеров проводами. Спустя годы Алексей Георгиевич по-прежнему тепло отзывался о своем первом детище.
Из интервью Германа-старшего журналу Story в №7-8 от 2008 года:
«Я собирался ставить там пьесу Вадима Коростылева «Верю в тебя», но они в последний момент чего-то испугались, и я взялся за детскую сказку. Она называлась «Мал, да удал». Я очень старался. Почти полностью это дело переписал и поставил, употребив туда всю свою фантазию. Массу всего напридумывал. Мы с художником разрисовали занавес светящимися красками, и потом у нас самих светились зубы, по тому что нельзя было долго работать с этой краской - вредно. На сцене горели какие-то костры, я умудрился двух артистов поставить на специальные подставки пустить через них электрический провод, и когда они скрещивали мечи, то летели искры. В столичных театрах мне ничего подобного и близко не позволили бы. Такое было возможно только в Смоленске и только с молодыми артистами, истосковавшимися в провинции.
Мне и теперь кажется, что я тогда сделал неплохой спектакль. Огромный зал Смоленской драмы был битком. Хотя директор театра говорил, что ему совершенно все равно - есть публика в зале или нет. Потому что к котельной этого театра были подключены еще и обком с исполкомом, и расходы на их обогрев никаким образом нельзя было покрыть»