Смоленск, 5 декабря - АиФ-Смоленск. Странно, но в Смоленске артист «золотого фонда» российского театра и кино Константин Райкин аншлага не собрал. Видимо, все «утекло» к Задорнову и Галкину - более медийным персонам. Впрочем, как говорится, дело вкуса. Кому - корифеи отечественного кино и театра, а кому - «тупо веселящие» эстрадники.
После большой программы-моноспектакля с быстро меняющимися сочными и очень остроумными картинками из детства артиста, его юмористическими «заметками» об отце и театрально-киношной юности, стихами Пушкина, Мандельштама, Заболоцкого, Самойлова, Рубцова мы пообщались с Константином Аркадьевичем.
- Как вам смоленская публика после стольких лет разлуки?
- Ваши зрители хорошие, но поначалу у них была отнята какая-то внутренняя инициатива… Когда зрители приходят на твой концерт и видят пустые места в зале, у них складывается ощущение, будто они куда-то не туда зашли. Артисту приходится убеждать, что они не ошиблись. На это уходят лишние силы. Но по той аудитории, что ко мне сегодня все-таки пришла, становится понятно, что культурная жизнь в Смоленске все-таки протекает, большое количество людей в духовной пище все-таки нуждаются. Я уверен, что не все, кто хотел, смогли прийти сегодня. Уверен, что я интересен не столь малому количеству народа, здесь дело в чем-то другом.
- Как вы решились однажды возглавить «Сатирикон»? Такая ответственность…
- Я просто знал, что хочу руководить этим коллективом. Я понимал, что лучше меня никто этих людей за собой не поведет. Правда, куда идти, представлял смутно. Я не верю, что режиссер с самого начала полностью знает, как ему нужно поставить спектакль. Очень многое приходит в процессе, нужно просто ввязаться в бой. А дальше… Война - ерунда, главное - маневр. На это дело вообще трудно пуститься. Очень многое постигаешь и понимаешь по ходу. Нет же такого института - обучения худруков, главных режиссеров. Нету такого. А лидерские качества у меня проявились еще в детстве: в игре легко мог какое-то количество людей увлечь и повести за собой. Да и потом я всегда понимал, что актерство - это не все, что я могу делать. Я не совсем актер, не только.
- Многие знаменитые театры Москвы раздирают склоки и интриги. Как вам удается этого избегать?
- Очень простым путем. Я давно устроил в своем театре «сознательную» текучку кадров. Я беру актеров, не клянусь им в верности и от них того же не требую. У меня просто контрактная система. Мы - тот редкий театр, который находится с артистами в контрактных производственных взаимоотношениях. У меня протекает целая река из людей. «Намывается золотой песочек» из человек 15, которые остаются здесь надолго и работают по 25 лет. Бывает, кого-то прошу уйти, не все выдерживают моего характера, к примеру. Кто-то не тянет нагрузку: у нас тяжело работать - особенно при маленьких, как везде, зарплатах.
И еще: где происходят всякие склоки, дрязги? Там, где мало творчества и люди засиживаются без дела. Важно, чтобы созидательный импульс превышал разрушительный. Деструктивный момент есть всегда, в самом живом коллективе. Такой момент тления внутри. Творческие люди - они открытые, нервные. Обязательно происходят какие-то столкновения интеллектов, самолюбий. Важно, чтобы созидательная струя превышала разрушительную. А у нас она превышает! Потому что на склоки нужно время. А его нет. Особенно если люди много и активно работают. К тому же я сам очень мало интересуюсь тем, что обычно называют «отношениями». Никогда не выясняю, кто как к кому относится. Я все время в работе и на дистанции, а на бегу очень трудно цапаться.
- К слову, о «золотом песке». Одну такую крупную «песчинку» из Смоленского драматического вы забрали к себе в «Сатирикон»: это бывший наш главный режиссер Игорь Войтулевич. Как вам работается вместе?
- Игореша… У нас он сделал два спектакля. Один из них - «Лев зимой» - просто прекрасный. Долго шел. Другой, с моей точки зрения, был менее удачным. Хотя он человек очень одаренный. Но ведь круг сужается безжалостно, раньше этот круг был шире. У меня много ставит Юра Бутусов - из приглашенных. Может, я старею, может, определеннее становятся мои вкусы. Но Игорь обойдется без меня, он человек талантливый, я видел его другие спектакли. И я не зря его пригласил. Не случайно.
- О чем мечтает Константин Райкин?
- Я не мечтатель. Я делатель. Заслуженный делатель искусств.