13 августа отмечается Всемирный день левши. Об особенностях развития «леворуких» и последствиях переучивания smol.aif.ru рассказала Светлана Качалова, клинический психолог Центра психологического консультирования и экспертизы, Областного центра планирования семьи и поддержки молодежи, аспирант кафедры клинической психологии Смоленского гуманитарного университета.
Согласно статистике, от пяти до 15% всех людей на Земле чаще пользуются левой рукой, чем правой, то есть являются левшами. Долгое время эта черта считалась изъяном и леворукие дети подвергались настоящей «обработке» - их, как правило, переучивали, чего сегодня делать не рекомендуется.
Ксения Матвеева, smol.aif.ru: Светлана, так все-таки нужно переучивать левшей или нет?
Светлана Качалова: Есть данные, что особенности развития левшей обоснованы тем, что они - «правополушарные», то есть у них доминирует правое полушарие мозга. Но это — только одна из теорий, основанная на активности полушарий и ее связи с «главной» рукой. Доказано, что леворуковсть передается по наследству примерно в пяти процентах случаев. Переучивать леворуких детей не рекомендуется. Нужно понять, что это как генетическая программа, и, пытаясь ее перестроить, мы поступаем противоестественно.
К.М.: Чем это может опасно для левши?
С.К.: Когда левшу переучивают пользоваться правой рукой, возникает конфликт между удобным стилем поведения и неудобным. В следствие этого у школьника может снизиться мотивация к учебе, что очень важно. Кроме того, переученные дети и взрослые предрасположены к невротическим проблемам. Они хуже адаптируются к новым условиям, а в стрессовой ситуации, как правило, гены берут верх, и люди начинают выполнять действия неправильно — это особенно опасно, например, за рулем, и в других случаях, когда от переученного левши зависит и его жизнь, и жизнь других.
К.М.: Левшей часто называют особенными, обосновано ли это?
С.К.: Да, левши — это особенные люди. Я бы сказала, что во-первых, во-вторых и в-третьих, леворукие дети — дети одаренные, ведь правое полушарие, повышенная активность которого фиксируется у таких людей, отвечает за творческие процессы. Конечно, с таким ребенком могут возникнуть и особенные трудности. Дело в том, что левши видят мир таким, каким хотят видеть - смотрят на него иначе. И порой им очень трудно, а иногда и вовсе невозможно принять действительность.
Интервью с левшой: | |
---|---|
Девушка, которая играет с огнем |
К.М.: Как же помочь такому ребенку?
С.К.: Во-первых, не нужно акцентировать внимание ребенка на том, что он — левша, что он какой-то не такой. Так как это, как правило, личности творческие, необходимо дать ребенку-левше возможность реализоваться в этой области. Нужно развивать воображение, образное мышление.
Мнение левши
Владимир Янченко, графический дизайнер:
«В школу я пришел уже правшой - переучили в детском саду. В садике, когда я брал в левую руку ложку или карандаш, воспитатели перекладывали предмет в правую. Раз за разом, раз за разом. Я приходил домой и рисовал... двумя руками одновременно. В результате я пишу правой рукой, а рисую всегда левой. В музыкальной школе на инструментах играл, как правша. Получается, что сейчас я одинаково владею обеими руками, и, кстати, никакого дискомфорта не испытываю»