В ближайшем году нам придётся обходиться без большинства иностранных продуктов. Под запрет «аккуратных» санкций попали мясо, рыба, «молочка», фрукты, овощи. Все основные составляющие ежедневного рациона, впрочем, почти все это, кроме, пожалуй, некоторых сыров, мы в России прекрасно умеем производить сами. Как быстро смогут сориентироваться в новых условиях смоленские аграрии? Готовы ли они производить больше? Сколько времени сфере торговли понадобится на создание новых связей? И, наконец, вырастут ли цены?
Что мы потеряли
В постановлении Правительства РФ перечислены продукты, которые нельзя завозить из США, стран ЕС, Австралии и Норвегии. Однако основная масса россиян не сразу заметила – ориентироваться надо не на названия продуктов, а на таможенные коды.
Тут-то и обнаруживается, что, например, любимая гурманами гусиная печень - фуа-гра не попадает под санкции ни в каком виде – ни в консервированном, ни в сыром, так как является субпродуктом, а не мясом птицы. Консервы, кстати, на прилавках вообще сохранятся – их в санкционном списке нет, так что со шпротами и оливками в банках прощаться рано. Останутся на прилавках и оливковое масло, грибы, замороженные пиццы и лозаньи. Не очень обстоит дело только с сырами – твердые сорта сыров у нас производят мало.
Риски
Самое большое опасение у людей из сферы бизнеса в связи с санкциями вызывает разрыв налаженных торговых контактов. По мнению вице-президента Смоленской торгово-промышленной палаты Александра Кондрусика, на поиск новых поставщиков потребуется полтора-два месяца.
«Еще до «санкционного» указа нашего президента Россия ввела запрет на импорт свинины из США и ЕС в рамках борьбы с распространением африканской чумы свиней, - напомнил Руфат Табасаранский, председатель Совета директоров ОАО «Смоленский комбинат хлебопродуктов». - Вместе с закрытием ряда отечественных свинокомплексов эта мера привела к двукратному росту цен на свинину. Допускаю, что запрет на импорт продовольствия также приведет к повышению цен, то есть за всё заплатит потребитель».
Падение прибыли у ритейлеров, кстати, вряд ли отразится на наполняемости бюджета Смоленской области. «Самые большие торговые сети, присутствующие на нашем региональном рынке, зарегистрированы и платят налоги в других регионах, - отметил Александр Кондрусик. - А наш смоленский бюджет пополняется в основном за счет производственных предприятий».
Лови мгновение!
По сути, эти полтора-два месяца, пока продавцы определяются, станут временем решающего боя за место на прилавке. У местных товаропризводителей есть прекрасная возможность расширить рынок сбыта, но и поставщики из стран, не участвующих в санкицонной битве, не дремлют. К примеру, овощи и фрукты нам готовы продавать в Турции, мясо - в Латинской Америке… Конечно же, помочь своим – разумный шаг. Вот и смоленские аграрии и производители продуктов питания уже выразили желание увеличить объёмы производства.
«У нас есть такая форма, как госзакупки и госзаказы, и есть крупные супермаркеты, куда нам было крайне трудно пробиться с отечественной продукцией, даже выполняя все их требования к качеству, - отметила глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Вевас», председатель Ассоциации фермеров Смоленской области Алина Гавриченкова. - Если мы будем знать, что у нас гарантированно заберут продукцию, мы просто увеличим производство. Мы к этому готовы».
Оптимистично настроены и представители сферы торговли: «Российское эмбарго? Да я двумя руками «за»! - поделился директор вяземской овощебазы Мехман Мамедов. - Я не вижу проблемы в этом запрете. Сейчас у нас на базе импортная продукция составляет от силы 30 процентов. Мир не перевернётся, если не будет польских яблок, голландского перца или норвежской сёмги. Разнообразие на наших базах, а значит, и на столах, у людей не пострадает. У нас будет всё! Своё или из дружеских стран, но точно будет».