Смоленск, 1 апреля - АиФ-Смоленск. Кто-то вызывает одно такси на четверых, кто-то ловит попутный транспорт. На минувшей неделе корреспонденты «АиФ-Смоленск» посетили город Гагарин и прилегающие к нему населенные пункты. Игорь Маркин, местный индивидуальный предприниматель, работает здесь в сфере транспорта не первый год и о том, с какими проблемами сталкиваются местные жители, чтобы добраться из точки А в точку Б знает не понаслышке.
«Все началось 4 года назад, тогда у меня был только свой автосервис, - вспоминает предприниматель. - Потом, по предложению дочери, я решил заняться сферой такси в городе. Взял несколько машин, арендовал кабинет для диспетчерской и «открылся». На протяжении 3 лет я наблюдал за тем, сколько времени на остановке, что под нашими окнами, стоит народ. Дело в том, что до 1997 года здесь ходили «ГАЗели» одного частника. Ходили часто, я даже сам не пользовался автомобилем, ездил на них. Но в 1997-м было принято решение, что в тендере на пассажирские перевозки могут участвовать частники с транспортом, в котором не менее 18 посадочных мест. Тот товарищ, который отработал 5 лет на «ГАЗелях», оказывается за бортом. Причем сеть его работала прекрасно, никогда не было проблем. По близлежащим деревням он ездил с интервалом в полчаса. Сюда же приезжает другой частник, с китайскими автобусами «Богдан», и пытается восстановить сеть. Набивать людьми такие автобусы в городе, где живет 27 000 человек, это нереально. Он половину автобусов отсюда убирает, потому что они нерентабельны. Ну и в итоге получается то, что мы сейчас видим: уехать в город становится настоящей проблемой». В большинство отдаленных поселков автобус ходит лишь 2-3 раза в день.
Как говорят сами местные жители, получается так: на работу в Гагарин нужно приехать к 10 утра, а твой автобус уходит в 7.20. Что делать еще 2 часа в городе - непонятно. Такая же проблема, например, у учителей, которые работают в районе. «У них уроки начинаются в 9 утра, а автобус приходит в 7, - поясняет Игорь Вячеславович. - Если обратно в обед у них не получается уехать оттуда, то следующий автобус в город заберет их лишь вечером, в 19.30. Это нормально?»
Общественное мнение
Когда число вызовов такси из ряда поселков Гагаринского района переваливает за 50 в день, Игорь Маркин принимает решение забирать оттуда людей на так называемых «бусиках», небольших восьмиместных автобусах, которые подходят под категорию B (легковые такси). До этого он заранее консультируется в Смоленске, когда едет продлевать лицензию. Первые два «бусика» смогли вывозить людей в город даже из тех деревень, куда автобусы до этого не ходили никогда. На сегодняшний день таких такси у предпринимателя шесть: пять работают и одно на подмене. Ходят они не по расписанию, ведь это не маршрутки, но довольно часто, через 30 - 40 минут. «Мы очень довольны, нам такие небольшие машины просто необходимы, - рассказывают наперебой жители Ашково, стоящие в очереди в магазине. -
До того как их запустили, до города добирались на проходящих. На трассе автобусы ходят с большими промежутками, людей с утра на работу набивается куча, бывает, что и мест не хватает. Причем автобусы в деревню не заходят, до остановки идешь пешком 15 минут, а если по снегу, то и более 20 минут. Пожилым людям очень сложно». «У нас есть мобильные номера водителей, кто приезжает за нами. Когда надо, мы им звоним, - говорит житель Горлова. - По сути, это единственный нормальный способ ездить, а так... или такси вызывай дорогое, или пешком».
С плеча и на корню
И все бы хорошо, и все были бы довольны... «В первый день, как мы запустили такое такси, уже в 4 часа дня я сидел в кабинете главы Гагаринского района Владимира Иванова, - говорит Игорь Вячеславович. - Насколько мне известно, он по такому случаю даже вышел на работу из отпуска. Мне сказали, что я не имею права так работать, что я езжу по маршруту их автобусов, забираю с остановок людей, нарушаю безопасность движения. Хотя все это не так. Мои водители, если надо, возят людей до самого дома, приезжают, когда им звонят, заезжают в сами деревни. Какой же это маршрут? У нас все остановки по требованию в местах, не запрещенных правилам дорожного движения. Так что я нарушаю? Но такое чувство, что никто не хочет этого слушать. Дело, естественно, дошло до суда. На последней административной комиссии мне выписали штраф 150 000 рублей, сделав меня юридическим лицом. Но я написал жалобу. На последнем, уже пятом, заседании нам удалось это опровергнуть, и штраф будет не более 5 000 рублей. Сейчас жду, что же будет дальше. Самое интересное, что, если мне запретят в конце концов работать, никакой альтернативы власти не предлагают, люди вновь останутся без транспорта». Простыми словами, выходит так, что хорошую идею, которую можно было бы применить и в других районах Смоленщины с такой же проблемой, собираются рубить на корню.
Мнение власти
Людмила Егорова, заместитель главы администрации муниципального образования «Гагаринский район» Смоленской области:
- Автобусы в нашем районе обслуживают социально значимые маршруты. Ни для кого не секрет, что население в сельской местности с каждым годом сокращается, молодежь старается уехать и остаются пожилые люди, которые не так часто ездят в город. Транспортом они обеспечены, как и наши школьники, которых возит автобус. Автобусы полностью не заполняются пассажирами, и департаментом по тарифной политике осуществляется регулирование тарифа по проезду. Чтобы наше предприятие работало не то чтобы прибыльно, а как-то могло существовать, мы выплачиваем субсидии на недополучение доходов. Понимаете, если 2-3 человека поехали не на автобусе, а на том же такси, значит, автобус идет полупустой. Мы за них и выплачиваем субсидии. Предприниматель Маркин осуществляет поездки по своему расписанию, по маршруту. В начале его транспорт ходил с табличками маршрута, что мы и рассматривали на административной комиссии, с интервалом в 20 минут. Причем идет наш автобус, стоит на конечной, и он тут же стоит. Сначала стоимость проезда у него составляла 60 рублей, затем он посмотрел, что люди не ездят, и стал возить их по той же стоимости, что и автобус. Да пусть он работает, но как легковое такси, на что и получал лицензию: садится пассажир, говорит, куда едет. Пожалуйста! Но без таблички, что по такому-то маршруту. И пусть регистрирует поездки в книге вызовов. Мы отменить его поездки не можем, у него есть лицензия. Но мы хотим добиться, чтобы он работал по тем условиям, на основании которых и получал лицензию. Мы так ему это и объясняем.
Мнение клиента
Светлана Воеводина, председатель дискуссионного клуба «Общественное мнение», заместитель директора смоленской региональной общественной организации «Общественное мнение»:
- Комментировать тут что-либо сложно, так как я не специалист в вопросах частных перевозок и общественного транспорта и мало что понимаю в лицензиях на частные перевозки. Единственное, что хотелось бы посоветовать и предпринимателю, и представителям органов местного самоуправления - попытаться совместно решать проблемы людей, исходя из возможностей администрации и предложений предпринимателя. Людям должно быть удобно пользоваться услугой, а тот, кто предоставляет услугу, должен прислушиваться к интересам людей и действовать в рамках закона. Самое лучшее, когда местная власть и местный бизнес дополняют друг друга, максимально удовлетворяя потребности населения.
Мнене эксперта
Денис Никитас, президент Смоленского бизнес-клуба:
- Очень похожая ситуация была в Ярцевском районе, когда частный извозчик приезжал в деревни на 10 - 15 минут раньше рейсового автобуса, забирал всех платежеспособных пассажиров и уезжал, а муниципальный транспорт оставался практически не у дел. При этом пригородные автобусные да и железнодорожные перевозки носят социальный характер: то есть вне зависимости от прибыльности маршрута они все равно будут осуществляться. В случае с Гагаринским районом -
налицо лукавство. Предприниматель, как самый настоящий предприниматель, пытается воспользоваться возможностью, и формально он может оказаться прав. Но встаньте на сторону районной власти: дотируя пустые места в муниципальных автобусах, она, по сути, платит этому частному предпринимателю. И я понимаю их негодование. В идеале нужно было бы создать расписание, предусматривающее раздельное хождение муниципальных автобусов и такси предпринимателя. Но получился бы абсурд: как такси может быть встроено в расписание? Тут единственное решение в настоящее время - приведение ситуации в соответствие с нормами закона. Либо второй вариант: закрытие муниципальных маршрутов и сдача маршрута в частные руки. Но это уже должно быть политическое решение руководства района.
Не в обиде?
Елена Хлиманова, смоленский фотограф:
- Однажды, после очередной фотосессии, мы пытались уехать из Голынок, но сломалась машина. Начали узнавать про автобусы, и выяснилось, что оттуда они идут всего 3 раза в день. Это была пятница, и когда мы дождались своего автобуса, оказалось, что он очень популярен у студентов. В салон они набились битком, ехали чуть ли не по три человека на одном месте. А есть еще ведь и пенсионеры, которые заслужили, наверное, ехать сидя, а у них такой возможности нет. Несмотря на то что случилось это поздней осенью, в холод, в самом автобусе дышать было нечем. Вспомнилось сразу такое выражение: «Везти, как дрова». Вот такими «дровами» ты себя и чувствуешь. Мало того, что дороги плохие, так водитель постоянно резко тормозил, на тебе постоянно кто-то «висит»... Насколько я понимаю, у человека должно быть свое личное пространство, но там такого понятия нет. После таких поездок уже не хочется никуда ехать, хочется просто отлежаться дома. Думаю, что хотя бы в те дни, когда большой поток людей, нужно просто увеличивать число рейсов.