С момента вступления в силу закона «О такси» в этой сфере, нужно признать, изменения заметны невооруженным глазом. Однако всех проблем, к сожалению, решить за столь недолгий срок все же не удалось. Например, в Смоленске у обочин по-прежнему можно встретить так называемых «бомбил».
Дорогие «бомбилы»
Когда вы садитесь в машину к такому перевозчику, никто не даст вам гарантий, что автомобиль технически исправен и прошел осмотр, перед тем как перевозить пассажиров. Если говорить о деньгах... поездки с лжетаксистами отчего-то стоят в разы дороже, чем с теми, кто работает официально, по всем правилам. «250 рублей, - заявил нам на минувшей неделе водитель автомобиля без «шашечек» в ответ на просьбу отвезти с железнодорожного вокзала на улицу 25 Сентября. - Дешевле не получится». Связавшись со службой такси, проехать это же расстояние нам удалось за 130 рублей. «Наглеют уже в край, - говорит Николай, водитель, приехавший по вызову. - Я, признаться, сам когда-то так подрабатывал, но теперь, с этим законом, работаю только официально. В самом начале боялся, что можно «вылететь в трубу», но все не так плохо, как казалось». Цены у тех, кто работает официально, с момента вступления в силу закона «О такси» тоже подросли. В свое время этот рост в одной из бесед с корреспондентом «АиФ-Смоленск» прогнозировал Михаил Евдокимов, заведующий лабораторией туристско-рекреационных исследований СГУ: «С вступлением закона в силу, таксистам придется выполнять много дополнительных задач. Расходы возложат на плечи потребителя. К тому же многие машины просто не пройдут техосмотр - конкуренция станет слабее. Из-за этого стоимость на перевозку будет расти в среднем на 20 - 30 процентов». Так все и вышло: раньше поездка по городу обходилась примерно в 100 рублей, теперь - 130.
Говорить о том, что все таксисты в одночасье стали культурными и уважительными по отношению к пассажирам, также пока не приходится. «Вы думаете, что пересадили водителей на машины другого цвета и они в один миг стали «белыми и пушистыми»? - пишет пассажир на одном из смоленских интернет-форумов. - Так не бывает. И в новых такси водители курят в салоне и могут оскорбить пассажиров. И хозяева фирмы ничего не сделают с этим. Я думаю, к ним не стоит километровая очередь, чтобы устроиться на работу».
Операция «Т»
Нужно отметить, что с 28 января по 3 февраля на дорогах Смоленской области, в соответствии с планом работы подразделения Госавтоинспекции на 2013 год, с указанием УГИБДД УМВД России по Смоленской области, проводилось профилактическое мероприятие «Такси». «Сотрудниками Госавтоинспекции за период проведения операции было составлено 446 административных материалов в отношении водителей и должностных лиц, - делится ее итогами автоинспектор Сергей Глушенков. - Имели место такие моменты, как управление легковым такси, которое не прошло технического осмотра, управление транспортным средством, имеющим неисправности, при которых его эксплуатация запрещена. А также 91 случай превышения установленной скорости, 13 фактов нарушения расположения транспорта на проезжей части, 21 случай несоблюдения требований дорожных знаков, непредоставления преимущества движения пешеходам. В 38 случаях были нарушены правила перевозки пассажиров - это перевозка детей вне удерживающих устройств и превышение числа пассажиров в машине. Один из водителей такси отказался от медицинского освидетельствования при том, что от него исходил запах алкоголя. Еще в одном случае у водителя закончилась страховка». Также в ходе операции «Такси» были привлечены к ответственности 23 механика, которые выпустили на линию машины с техническими неисправностями или вовсе не прошедшие техническую проверку. 446 нарушений всего за 7 дней операции - согласитесь, цифра довольно внушительная. Вопрос: сколько еще нарушений не было выявлено?
Как признаются сами госавтоинспекторы, предпосылки для проведения этой семидневной операции были. ДТП с участием таксистов в нашем городе, к сожалению, не редкость. Из последних случаев хотелось бы отметить дорожно-транспортное происшествие, которое произошло 11 января в 14.20 на улице Большая Советская. Водитель автомашины Ford Focus, принадлежащей «Желтому такси», совершил наезд на пешехода, который переходил дорогу на регулируемом пешеходном переходе на разрешающий сигнал светофора.
Кстати
Пассажир такси имеет право:
1. Вызывая такси, клиент имеет право сделать выбор удобного для него автомобиля, используя возможность предварительной заявки.
2. Во время посадки в транспортное средство имеет право выяснить цену или ознакомиться с тарифами и при возникновении сомнений затребовать подтверждения цен у диспетчера такси.
3. Требовать у водителя не курить в салоне машины, попросить убавить громкость аудиосистемы, открыть или закрыть окно.
4. Потребовать остановку в нужном для вас месте (не забывайте, что время простоя оплачивается отдельно, в соответствии с действующими тарифами).
«Разницы не заметил»
Арсен Казарян, актер Смоленского драматического театра имени Грибоедова, радиоведущий станции D-fm:
- Насколько я понимаю, этот закон о такси принимали для того, чтобы все перевозчики стали официальными, чтобы работа служб такси стала прозрачной и более качественной. Но, знаете, я не заметил, чтобы из Смоленска пропали нелегальные перевозчики, так называемые «бомбилы». Дело в том, что я являюсь организатором вечеринок в одном из ночных кафе в Смоленске и часто возвращаюсь домой на такси. «Бомбилы» здесь стоят всегда, и, знаете, иногда проще воспользоваться именно их услугами. Да, в городе появилось много новых фирм, предоставляющих услуги такси. У каждой машины своего цвета, и поэтому видно, как много их сегодня передвигается по Смоленску. Но стоит вызвать такое такси, и часто приходится подолгу ждать. А после сорокаминутного ожидания вполне может оказаться, что свободных машин нет. Поэтому иногда проще сесть в ту машину, которая уже стоит и ждет. Сами машины (я имею в виду их марки и состояние) не во всех службах такси стали лучше с принятием закона. У кого-то на самом деле хороший автопарк, а кто-то позиционирует себя чуть ли не лучшей службой с хорошими ценами в городе, а на вызов присылают такие машины, что страшно в них садиться. Того и гляди - развалится. В салоне пахнет выхлопными газами и пол дырявый от коррозии. О том, что водители стали по-другому себя вести с пассажирами, сказать тоже не могу. Лично я такой разницы не заметил, они не стали ни хуже, ни лучше.
Мнение эксперта
Сергей Глушенков, государственный инспектор УГИБДД УМВД России по Смоленской области: «Привлечь таких водителей к административной ответственности довольно сложно. Если он посадил к себе в автомобиль пассажира, он может просто снять «шашечки», спрятать их и везти пассажиров, никак не отличаясь от других участников дорожного движения. Есть случаи, когда эти самые «шашечки» стоят прямо в салоне машины. Подходящие граждане их видят, ориентируются, что это перевозчик. Как правило, с нелегальными перевозчиками ездят те, кто куда-то спешит, и садятся к нему, чтобы сэкономить время, ведь вызывать такси не надо. Если водителя остановят, не все граждане проявляют сознательность, они торопятся и могут сказать, что это просто их знакомый. Делают это, не задумываясь о своей безопасности, о том, что, садясь в такое «такси», они не могут быть уверены в технической исправности машины и что таксист не употреблял до этого алкоголь. Ведь он не проходил медкомиссию.
В таких случаях приходится говорить больше о несознательности наших граждан, ведь, согласитесь, силком их в эти машины никто не тянет».
Мнение власти
Николай Алашеев, глава администрации города-героя Смоленска
- Я считаю, что ужесточение контроля за деятельностью такси - это правильная инициатива. В том числе, нужно уделить особое внимание соблюдению ПДД со стороны водителей такси. К некоторым смоленским перевозчикам сотрудники ГИБДД предъявляют очень много претензий, и эту ситуацию нудно исправлять. Лицензирование подобных видов деятельности просто необходимо, оно позволит качественно улучшить жизнь смолян. По моему мнению, многое зависит и от обратной связи с людьми, потребителями услуг. Если водитель грубит пассажиру, если пассажира что-то не устраивает в автомобиле или в качестве обслуживания, то все это должно озвучиваться, таких перевозчиков нужно проверять и наказывать, вплоть до лишения лицензии.
Справка
В некоторых городах так называемые «бомбилы» изобретают новые и новые уловки в обход закона. Например, один правонарушитель а Твери при виде человека в форме резко поменял профессию таксиста и переквалифицировался в менеджера по рекламе. Водитель искренне считал, что юридически заверенный документ на рекламу службы такси освободит его от ответственности. Но уловка не спасла нелегального перевозчика. На основании пункта 7.8 любое изменение конструкции транспортного средства, в том числе установка шашечек, приводит к запрету эксплуатации автомобиля.