С нового учебного года в наших школах вновь ввели обязательную школьную форму, как во времена СССР. Произошло это благодаря вступившему в силу ФЗ РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Разница лишь в том, что теперь в каждой школе, а часто и в каждом классе, будет своя форма, утвержденная администрацией школы и родителями учеников.
По всей видимости, цель благая - мало-мальски сглаживается социальное неравенство, кое-кто считает, что школьники не станут отвлекаться на внешний вид, а полностью посвятят себя учебе. Да и общий единый стиль, красивая светская классическая одежда - тоже хорошо.
Благое намерение или обязаловка?
Педагоги в большинстве своем приветствовали введение некого дресс-кода в школах, ведь всегда приятно видеть учеников опрятно и со вкусом одетыми. Однако, как нередко у нас бывает, даже самые благие нововведения могут вызвать сопротивление и даже конфликты. В случае со школьной формой недовольным большинством оказались родители, на плечи которых легли долгие поиски и зачастую серьезные расходы.
«Директор нашей школы заключил договор с определенной фирмой, пошив формы в которой нам обошелся почти в четыре тысячи рублей, - рассказывает мама первоклассника одной из смоленских школ. - Если бы мы не были привязаны к определенной фирме, уверена, я могла бы приобрести костюм сыну по цене вдвое меньше. И к чему такая обязаловка?»
Однако в некоторых школах так не считают.
«Наша школа заключила договор с производителем детской одежды, которая была выбрана советом школы в качестве основного поставщика. И это даже выгоднее для родителей, так как фирма предоставляет скидку 30 процентов. Мы хотим видеть одинаковую по моделям и цветовой гамме школьную форму на своих учащихся. Но мы не настаиваем на приобретении формы конкретно в той фирме, с которой заключен договор. Мы предоставляем право родителям приобрести иные модели светло-серого цвета у других производителей в соответствии с требованиями, установленными в положении «О школьной форме»», - комментирует директор школы № 14 Лариса Бурилкина.
А вот иная ситуация, когда родителям, наоборот, пришлось самостоятельно искать подходящую одежду, и это им не вполне удалось.
«На родительском собрании в конце прошлого учебного года нам всем объявили, что к следующему году нужно приобрести школьную форму серого цвета, и даже показали отрез ткани, какого именно серого цвета она должна быть, - эмоционально рассказывает нам мама ученицы школы № 26. - Признаюсь честно, что костюм именно этого оттенка серого мне найти не удалось, и я купила несколько другой серый костюм.
Однако в начале сентября в наш класс пришла какая-то строгая женщина (моя дочь-пятиклассница этой женщины не знала, так как она ничего у них не преподавала) и заявила нескольким детям, что все, что на них надето, совершенно не соответствует требованиям школы и что она дает им две недели на раскачку и приобретение новой форма. Иначе их ждет отчисление.
Дочь пришла домой в слезах, а нам пришлось думать, где купить новую форму. Я считаю, что, прежде чем вводить моду на школьную форму, властям надо было бы позаботиться о том, чтобы наша легкая промышленность получила заказ, а в наших магазинах появились стеллажи с надписями «школьная форма». Вот тогда таких проблем не было бы».
«На самом деле такого понятия, как «школьная форма», сейчас нет, есть требования к одежде обучающихся, - рассказывает заместитель директора школы № 28 Ирина Кулябкина. - Мы просто называем эти требования по старинке «школьная форма». С участием родителей мы разработали положение, которое было принято советом школы. В положении перечислены все требования. С какой-либо фирмой наша школа договор не заключала. Родители могут приобрести форму в любом месте при условии, чтобы соблюдалась цветовая гамма».
Школьная форма для педагога
Мы решили узнать, что думают по этому поводу ученики, которые еще не привыкли вникать в финансовые проблемы родителей.
«Форма хорошая, претензий нет, - делится с нами Георгий, ученик 4 «а» класса средней школы № 8. - Мне нравится деловой стиль. Рубашка, жилет, черные брюки - все как положено. Заказывали в ателье. Мне удобно в такой форме, и что-либо менять в ней я бы не хотел. Единственное, что бы я хотел, это то, чтобы форма была и у учителей. Строгая, подчеркивающая имидж школы».
А есть ли желание у учителей иметь форму?
«Мне нравится, что ввели единые требования к одежде обучающихся. Я отношусь к этому положительно. Ведь школьная форма организует учеников и весь учебный процесс в школе. Что касается формы для учителей, то я бы, скорее всего, была против нее», - отвечает учитель французского языка школы № 8 Мария Жиглицова.
Мнение власти
Нина Воронова, заместитель начальника управления образования и молодежной политики:
«Как должна выглядеть школьная форма, цветовая гамма, фасон - все это школа выбирает сама. Как правило, образцы школьной формы утверждает совет школы. Окончательное решение может быть принято по соглашению всех родителей обучающихся или большинства. Школам дается полная свобода в действиях – можно сделать оптовую закупку школьной формы в магазине или заказать ее в ателье. Естественно, заставить вас приобрести за свой счет то или иное изделие определенного производителя и за определенную цену никто не вправе. Если школа – государственное образовательное учреждение, ее администрация вообще не может ничего диктовать родителям, а только рекомендовать возможную форму одежды».
Мнение психолога
Светлана КАЧАЛОВА, клинический психолог Центра психологического консультирования и экспертизы, Областного центра планирования семьи и поддержки молодежи, аспирант кафедры клинической психологии Смоленского гуманитарного университета:
«Однозначно утверждать, что форма блокирует развитие творческой составляющей личности, нельзя. Развитие творческой составляющей личности - это процесс, в основе которого лежит множество компонентов, так что ношение формы не может его заблокировать. Если придираться - немножко это закрепощает ребенка, но не стагнирует личность. Зато пропадает ощущение неполноценности у детей, которые обычно одеты хуже; в коллективе исчезает формальное неравенство. Плюсов у введения школьной формы, на мой взгляд, гораздо больше».
ФОРМАлизм
Антонина Ерофеева, экс-педагог:
«Так уж получилось, что традиция использования форменной одежды в нашей современной школе разрушена. Форма не является само собой разумеющимся атрибутом массовой школы и ни родители, ни дети до поры до времени не ассоциировали ее с жизнью ребенка. Ее возвращение стало обсуждаемым событием. Кто-то говорит об уравниловке, вспоминает об индивидуальных особенностях фигуры, кто-то радуется искоренению внешних признаков социального неравенства. На самом деле, есть только два варианта отношения к форме – разумный и не разумный.
Вопрос о пошиве формы решается довольно легко, тем более, что рамки нам предоставили довольно свободные. Договариваемся об определенной цветовой гамме, покупаем ткани, шьем, носим. Однако и у этой простой схемы у нас появляются замысловатые ответвления.
К примеру, знакомая родительница не далее, как в этом сентябре рассказывала мне, как в школе определили не только цвет и общий фасон детских костюмчиков, но еще и мастерскую, где их нужно шить. Якобы, только там знают, как правильно. Неужели? И больше нигде? А не смахивает и это на зарождение микроскопических синдикатов, где школа и предприятие взаимовыгодно сорудничают, а нам, ну, как бы… должно быть все равно?»