В коммунальной сфере Смоленска в очередной раз сложилась непростая ситуация. На этот раз камнем преткновения властей и ресурсоснабжающей организации стала электроэнергия. В конце января жители города начали получать на ее оплату две квитанции, одну от – «СмоленскАтомЭнергоСбыт», а другую от управляющей компании ОАО «Жилищник». Встал закономерный вопрос, кому потребители должны платить за электричество. В офисе каждой их компаний уверяли, что платить нужно именно им.
Специально для разрешения сложившейся ситуации в офисе регионального отделения партии «Единая Россия» состоялся круглый стол, на который были приглашены руководители хозяйствующих субъектов, городские власти, независимые юристы, представители УФАС, депутаты и Смоленской областной Думы и городского совета.
По ходу круглого стола руководитель «СмоленскАтомЭнергоСбыт» Светлана Сухорученкова настаивала на том, что компания в одностороннем порядке прекращает работу с «Жилищником» и переходит на прямые расчеты с потребителями. Дело в том, что «Жилищник» задолжал ресурсоснабжающей организации около 100 миллионов рублей. По закону, если управляющая компания не справляется со своими обязанностями, ресурсооснабжающая компания может перейти на прямые расчеты с населением.
Однако в этом вопросе оказалось очень много «но».
«Мы знаем позицию «СмоленскАтомЭнергоСбыта», - отметил заместитель руководителя УФАС по Смоленской области Андрей Романов. – Но в тех постановлениях правительства, на которые ссылается компания, не описано ситуации, которая сложилась в Смоленске. Кроме того, для того, чтобы платить напрямую ресурсоснабжающей организации, потребитель должен расторгнуть договор с управляющей компанией, а этого не произошло, и не должно происходить, потому что управляющая компания по закону является поставщиком коммунальных услуг. Если люди не согласны с действиями управляющей компании, они должны выбрать иную форму управления своим многоквартирным домом».
Увидели нестыковки в позиции «СмоленскАтомЭнергоСбыта» и независимые юристы.
«Такими действиями ресурсоснабжающая организация нарушает не только Жилищный кодекс, но и закон по защите прав потребителей, - говорит Виолетта Етишева, руководитель регионального Центра защиты прав потребителей. – Навязывать свои услуги нельзя, у нас в стране основа отношений между юридическим лицами – договор. На мой взгляд, сегодня эта компания нарушает всю основу гражданских правоотношений, которые существуют в России. Кроме того, когда люди получат по две квитанции, особенно пожилые люди, они не будут читать много источников и пытаться выяснить, кто прав, а просто не будут платит никому, и в убытке опять окажется «Жилищник».
В споре хозяйствующих субъектов на сторону управляющей компании встала и Государственная жилищная инспекция Смоленской области.
«Конечно, платить нужно «Жилищнику», потому что именно с ним у потребителей заключен договор, - говорит руководитель жилинспекции Павел Бабюк. – Ответственность перед людьми несет управляющая компания. Те, кто по ошибке перечислит деньги ресурсоснабжающей организации, автоматически станут должниками управляющей компании и заложником этой парадоксальной ситуации».
Итог круглого стола подвел председатель Смоленской областной Думы, Секретарь Смоленского регионального отделения партии «Единая Россия» Игорь Ляхов.
«Конечно, «Жилищник» сейчас находится в непростом финансовом положении, но кто кроме него будет тянуть на себе тот огромный объем ветхого жилого фонда, которые есть в нашем городе, - отметил Игорь Ляхов. – Мы можем говорить, что угодно, но «Жилищник» работает и обеспечивает граждан коммунальными услугами. Позиция партии «Единая Россия»: платить нужно по одной квитанции - управляющей компании. Руководству города необходимо срочно принять меры по ликвидации задолженностей «Жилищника», мы обратимся в прокуратуру, чтобы она вмешалась в ситуацию, а «Жилищник» и «СмоленскАтомЭнергоСбыт» я призываю сесть за стол переговоров и прийти к решению, которое всем принесет пользу и поможет снять социальную напряженность».