Примерное время чтения: 4 минуты
63

Всем покрышка! Куда смолянам девать использованные шины

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Смоленский выпуск 05/06/2024
Проблема грозит перерасти в экологическое бедствие.
Проблема грозит перерасти в экологическое бедствие. / Татьяна Титова / АиФ

В Смоленске могут запретить украшать дворы рукотворными «шедеврами» из автомобильных шин. Возможно, это и хорошо, но парадокс в том, что в городе закрыли единственный пункт приёма автопокрышек.

В мусорные контейнеры бросать их нельзя – шины не относятся к ТКО. Ближайший пункт приёма – за полторы сотни километров, на самом заводе по переработке шин в Вязьме.

Опасные «лебеди»

Раскрашенные полукруглые заборчики, цветочные клумбы, лебеди с изогнутыми шеями и пузатые мишки. Всю эту «красоту», похоже, скоро выселят из смоленских дворов. К­то-то считает изделия народных умельцев милыми, ­кто-то – уродливыми, но все сходятся в одном – они выполняют сразу две задачи: создают немудрёный уют и помогают пристроить ставшие не нужными «лысые» колёса. Недавно администрация города разработала проект изменений в правила благоустройства территорий. Один из пунктов документа предлагает установить официальный запрет на использование старых автомобильных покрышек для озеленения городских территорий и установки ограждений.

Экоактивисты подсчитали: в Смоленской области каждый год нужно утилизировать более 37 000 шин.

«Шины можно встретить достаточно часто на общественных и дворовых пространствах, территориях детских образовательных учреждений и личных садовых участках, – отметили представители регоператора ТКО Смоленской области. – Предлагаемая инициатива – важный шаг к прекращению применения опасного отхода после утраты им потребительских свой­ств».

Дело в том, что в состав отработанных покрышек входит около 15 вредных веществ, например, канцерогенные бензапирен и нитрозамины, а также формальдегиды, бензол и ксилол. При повышенной температуре эти вещества испаряются и пагубно влияют на здоровье человека. Вредные элементы попадают и в почву. Именно поэтому старые покрышки запрещено захоранивать на полигонах, они входят в перечень отходов, подлежащих обязательной утилизации.

Недавно прошли общественные слушания по проекту документа. Решение о внесении изменений в правила благоустройства примут на одной из ближайших сессий горсовета..

До беды недалеко

Но практически одновременно с дебатами по благоустройству в Смоленске закрыли единственный действующий пункт приёма отработанных шин на Таборной горе. Куда девать старые колёса? На сегодняшний день единственный вариант – возить их на завод по переработке шин в Вязьме, тамошний пункт приёма ещё действует. Но вопрос, много ли в городе найдётся сознательных автовладельцев, готовых проехать больше 150 км в один конец, понятно, риторический. Очевидно, что большинство предпочтут выбросить их в ближайшем лесу или овраге.

«С­итуация-то патовая, – возмущается основатель движения «Чистая Смоленщина» Денис Козлов. – И это вовсе не незначительная проблема. Она грозит перерасти в экологическое бедствие!»

Денис хорошо знает, о чём говорит. Он уже пять лет вместе с друзьями-­экоактивистами – в команде около 400 человек – очищает леса и луга Смоленщины от свалок. За это время ребята собрали тысячи мешков мусора и старых покрышек. Они уверены: нужны срочные меры, иначе к тем покрышкам, которые уже валяются по кустам и обочинам, добавятся десятки тысяч новых.

К крупным «отходообразователям», говорится на сайте завода по переработке резинотехнических изделий в Вязьме, компания может сама выслать транспорт за использованными шинами. Но их объём должен быть не меньше 10 тонн. По данным предприятия, переработка грузовых покрышек составляет около 27% от общего количества изношенной резины. Значит, две трети шин изнашивается именно на легковых авто.

Экоактивисты подсчитали: исходя из того, что срок службы одного комплекта резины три года, а их два на один автомобиль, можно предположить, что в Смоленской области каждый год нужно утилизировать более 37 000 покрышек. Ребята даже придумали, как найти выход из проблемной ситуации. Они позвонили на завод шин и выяснили, что за разумную плату тот готов взять в Смоленске в аренду площадку для сбора шин у частников. Основатель экологического движения уже обратился к властям с просьбой помочь в организации такого сотрудничества с вяземским предприятием.

Кстати
Переработанная резина становится крошкой, похожей на крупный песок. Это высококачественный продукт, необходимый при строительстве дорог, спортивных сооружений, детских площадок, при создании гидроизоляционных материалов и так далее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах