Могут ли Бэтмен и Ленин вместе следить за порядком с крыш в небольшом провинциальном городе? Как объединяют людей чоппер и пенни-фартинг? Ответы на эти вопросы – в жизни и творчестве (здесь можно ставить знак равенства) наших героев: Владимира Пореша и Янаса Велавока – людей, которые создают в Смоленске другую реальность.
Мечтатели на крышах
«Руфинг» - слово придуманное. И в основе его английское roof – «крыша». Одноименная группа в одной из социальных сетей не от кого не таится, и даже регулярно публикует фотографии – сказочные виды Смоленска, снятые с высоты. Иногда на фото присутствуют люди, загадочные обитатели крыш – например, Бэтмен, или персонаж, один в один похожий на Ленина, но почему-то рыжего, и просто горожане, стоящие, сидящие и медитирующие на высоте. Еще в мире крыш есть надписи. Например, интригующее: «Закрой дверь и никого не впускай, меня не будет несколько лет».
«У меня просто была давнишняя мечта фотографировать Смоленск с крыш, - рассказывает Владимир Пореш, известный в Смоленске фотограф и дизайнер, а еще автор разошедшегося в интернете клипа «Надо мной. Л.Федоров и Крузенштерн и пароход».– Но я это все откладывал на потом, боялся: все-таки это дело такое… Думал: вот залезу я на крышу, и что? Одной мало, а как на остальные забраться, сейчас ведь все закрыто? А вот в прошлом году, когда решил плотно заняться этим вопросом, стали появляться какие-то люди, которые помогают. Подобрались единомышленники».
Из этого всего получилась целая серия фоторабот «Лунатикум», которую, кстати, жители Смоленска уже могли увидеть в Культурно-выставочном центре имени Тенишевых. Сейчас Владимир работает уже над новой серией, и называться она, возможно, будет «Внутренний Смоленск».
Полеты наяву
«Есть три вида руфинга, - продолжает его товарищ Янас Велавок (имя тоже придуманное, и хотя настоящее мой собеседник просил не раскрывать, оно написано на этой странице – это тоже игра). – Экстремальный, опасный – есть такие люди, которые перепрыгивают с крыши на крышу, лазят по водосточным трубам. Тихий – это то, чем Вовка занимается, когда фотографирует. И еще арт-руфинг – это когда мы проводим там всякие тематические мероприятия, наряжаемся в разные костюмы, иногда чай с пирогами и кексиками пьем. Именно для таких вечеринок были созданы образы Бэтмена и Ленина — попытка создать новый городской миф».
Естественно, забираться на крыши на самом деле непросто. Однако ребята заверяют – они никогда не прибегали к незаконным способам – ничего не срезали, не ломали и не били. На крыше тоже не происходит ничего предосудительного.
«Как-то раз жильцы дома все-таки вызвали полицию. Ну, тогда наше присутствие на крыше было уж слишком явным – полгорода, наверное, заметило нас в башенке дома, который стоит у гостиницы «Цетральной». Но ведь забирать нас было не за что, так что все закончилось хорошо», - рассказывает Владимир.
Джентльмен на чоппере
Янас Велавок долгое время работал в ресторанном бизнесе, а сейчас занят декорированием и при этом не перестает придумывать для себя и друзей разные удивительные хобби, наполняя жизнь творчеством. Например, коллекционирует велосипеды, но какие! Сколько удивленных взглядов поймал он, катаясь по городу на своих пенни-фартинге (одна из первых моделей велосипеда с большим передним колесом и маленьким задним) или чоппере.
Именно с велосипедами связана еще одна задумка этой компании – устроить «Твид-ран»: что-то вроде велопробега по городу, в котором будут участвовать джентльмены с усами в твидовых костюмах времен викторианской Англии.
►Смотрите также: Как защитить велосипед от угона →
«Это будет, скорее всего, летом, - рассказывает Янас. – К тому времени обязательно отпущу бороду и усы побогаче, чтобы закручивались по бокам».
Зачем это делать – вопрос, пожалуй, лишний. Это просто красиво и очень интересно. Даже согласование столь необычного мероприятия с властями наших героев не останавливает.
«Друзья все валят за границу, а я, наверное, остаюсь»
Этой строчкой из песни группы «Ленинград» Владимир Пореш ответил мне на вопрос, не хочется ли ему уехать из Смоленска, правда, не за границу, а в одну их наших славных столиц.
«Прекрасно себя чувствую в Смоленске. Приятная размеренная провинциальная жизнь. Я просто не люблю суеты», - говорит Володя, но уже через пару фраз корректирует свой ответ: «Дело в том, что Смоленск, который я вижу в повседневной реальности, мне он вообще-то не нравится. Например, исторические памятники разрушаются, а в центре города вырастают совершенно отвратительные здания. Все это так неприятно для меня, я-то, в общем, город свой люблю».
Чтобы любить его было легче, а жить интереснее, и реализуют ребята свои проекты, создавая особую городскую среду. Она похожа на параллельную реальность, причем параллельную в прямом смысле, потому что многие события в ней происходят как бы на верхнем ярусе города. С другой стороны, и Ленин, и Бэтмен, и трамваи с велосипедами – очень даже реальны.
«Мне хочется, чтобы Смоленск был таким, каким я хочу его видеть, - продолжает Володя. - Я тщательно обрабатываю фотографии, привнося свое видение, специально. Высасываю красоту из пальца, цепляюсь за то, что есть, чтобы показать, как могло бы быть».
«Не по феншую»
Однако к 1150-летнему юбилею Смоленск сильно преобразился, по крайней мере, с парадной стороны, и я не могу не спросить про это. Но тут оказывается, что мои собеседники как будто не готовы отвечать. Наверное, с крыш вид на косметический ремонт немного другой.
«Нет, ну определенно здесь, конечно, лучше стало. Во-первых, многие здания отремонтировали в центре города, ну так а многие же не отремонтировали… У нас во всем Смоленске вот как-то так… не по феншую, - говорит и сам иронично улыбается, произнося это слово, мой собеседник. - Срублены деревья там, где надо было оставить, и посажены там, где не надо было сажать».
Однако на провокаторское «А сам не хочешь быть архитектором или мэром?» отвечает отрицательно: «Это совсем другая история, если я буду во власти, я не смогу заниматься тем, чем на самом деле люблю. Да и вообще, не уверен, что у меня это получится. Мне кажется, каждый человек должен быть на своем месте».