Эксперимент по «преодолению городских препятствий» по с участием инвалида-колясочника Надежды Титаренко, который SMOl.AIF.RU провел прошлым летом, показал, что улицы Смоленска не приспособлены для передвижения инвалидов. Прошло более полугода, но ситуация не сдвинулась с мертвой точки. Когда возьмутся на за ремонт подъемника в подземном переходе на площади Победы, выяснял корреспондент SMOL.AIF.RU
По городу на коляске
Основной задумкой нашего эксперимента стала проверка «проходимости» центра Смоленска для инвалидов-колясочников. В этом нам помогала известная многим смолянам Надежда Титаренко — инвалид 1 группы с детства. Перед ней стояла крайне простая для обычного человека, но практически невыполнимая для человека с ограниченными возможностями задача: преодолеть несколько бордюров, прокатиться на трамвае и пересечь площадь Победы по подземному переходу.
При приближении к бордюрам – сразу понимаешь, что даже в центре Смоленска большинство из них слишком высокие, в одиночку инвалиду преодолеть их невозможно. Даже для тех, кто толкает коляску, возникает много проблем: при подъеме или спуске с бордюра, коляска очень сильно накреняется, человек просто рискует выпасть.
В общественный транспорт без посильной помощи как минимум двух, а лучше трех людей поднять инвалидное кресло с человеком очень сложно, поэтому, на такие поездки люди решаются в крайне редких случаях. Пандусы в так называемых «низкопольных» трамваях и троллейбусах практически не используется, поэтому даже такой транспорт труднодоступен для таких людей.
«Действительно, транспорт и дороги - это огромная проблема для колясочников в Смоленске. Особенно жалко детей, которые очень ограничены в передвижении по городу. –, считает инвалид второй группы Наталья Донская. - Даже для меня подножки в автобусах и трамваях слишком высоки, а для колясочников они просто непреодолимы. Я ни разу не видела, чтобы кто-то из колясочников реально пользовался нашим низкопольным транспортом, до которого еще нужно преодолеть бордюр и две полосы для движения автомобилей. В идеале транспорт должен останавливаться на специальной платформе, как в метро, чтобы в него легко было попасть».
А вот подземный переход нам преодолеть просто не удалось: подъемники сломаны и забыты, а пандусы не соответствуют ширине между колесами коляски.
Народный эксперимент
Надежда Титаренко и ее друзья решили обратиться к властям по поводу ремонта подъемника в переходе.
«Мы отправили запрос в администрацию Смоленской области сразу после репортажа в вашей газете в августе прошлого года, ответа не было. В середине декабря мы отправили новое обращение. - рассказывает Надежда Титаренко. – Ответ мы получили только в прошлого месяца ».
Официальная бумага за подписью начальника департамента Смоленской области по строительству и архитектуре Андрея Медведева не прояснила дальнейшую судьбу перехода. В тексте ответа говорится о том, что подъемники в свое время заказало Управление капитального строительства Смоленской области. Они были установлены и пришли в негодность в течение прошедших лет.
«В настоящее время ОГКУ «УКС Смоленской области» ведется работа по восстановлению функционирования подъемников», - говорится в сообщении.
История вопроса
Напомним, что подъемники в переходе появились в 2011 году, изначально их планировали передать на баланс городской администрации, но более чем два года подъемники, как и весь переход, остаются практически бесхозными, а компании, которая его строила, уже просто не существует. Как нас уверили в областной администрации, ситуация должна измениться к лучшему уже грядущим летом.
Вспоминается тот самый 2011 год, когда тогдашний губернатор Смоленской области Сергей Антуфьев при приеме злополучного перехода заметил «не умеем мы работать под землей».