Желание романтики сильнее желания комфорта - именно таким девизом руководствуется по жизни фотограф Никита Ионов из Смоленска, который больше всего на свете любит путешествовать по России на мотоцикле с любимой девушкой Катей.
Двухколесная романтика
«Я начал водить мотоцикл раньше, чем можно было получить права на машину, сначала на маленьком мопеде мы с другом объездили все озера Псковщины - рассказывает Никита. – Ощущение свободы и ветра в лицо на хорошем японском мотоцикле, нельзя променять ни на какой автомобиль».
С тех пор за плечами мотопутешественника осталась Карелия, Мурманская область, вся центральная Россия. Две-три тысячи километров в одну сторону для Никиты – не проблема.
Первым большим путешествием на мотоцикле стал двухнедельный кольцевой мотопробег Смоленск-Беломорск. Тогда довелось объехать всю южную Карелию, Ладожское озеро, мраморный карьер и водопады, район, где снимался легендарный фильм «А зори здесь тихие», самый известный водопад Карелии Кивач. От Беломорска Никита надеялся попасть на Соловки, но в тот раз звезды, что называется, не сошлись и это путешествие еще впереди.
«Наша тема – русский север: Карелия и Мурманская область - это единственное место, где на обычном транспорте можно забраться в высокие широты, - говорит Никита. – Мы очень любим путешествовать, когда на улице стоит полярный день, и солнце не касается горизонта. Для нас это вызов, ведь в такие места на традиционной неподготовленной технике добраться очень сложно».
Как поймать рассвет
Обычно к своим путешествиям Никита и Катя начинают готовиться заранее, чтобы продумать все, что может тебе пригодиться за почти три недели, нужно время. Особенно тщательно подбирается одежда и снаряжение, ведь погода на севере непредсказуема: в июне может быть тепло, а может случиться и метель. За несколько лет снаряжения накопилось уже достаточно, но каждый год вносит свои коррективы. В этом году ребята впервые взяли с собой трекинговые палки, с ними гораздо удобнее передвигаться по горам.
«Традиционно мы путешествуем дикарями, живем в палатке, готовим пищу на костре, к услугам гостиниц стараемся по возможности не прибегать, - рассказывает Катя. – Продукты, конечно, покупаем на месте, ведь груженый мотоцикл и без них весит 230 килограмм».
В этом году ребята решили закончить свое знакомство с русским севером, поэтому конечной точкой маршрута выбрали самую северную точку материковой России мыс Немецкий на полуострове Рыбачий в Архангельской области. Это культовое для путешественников место очень труднодоступно, а для мотоциклиста с пассажиром – вдвойне.
Пробитый двигатель
За первый день путешествия в этом году ребята установили новый рекорд 1250 километров до Калерии, за второй день достигли Мурманской области, а на третий день, переночевав в заброшенной военной части в населенном пункте Большое озерко, приехали к въезду на полуостров Рыбачий. Непрекращающиеся дожди и среднесуточная температура +5 не смогли умерить их страсть к путешествиям.
«Дороги для обычных машин на мыс Немецкий, оконечность полуострова Рыбачий, для обычных автомобилей просто не существует, а для мотоциклистов это и подавно очень экстремальное испытание – 25 километров полного ада, - рассказывает Никита Ионов. – На самом мысу есть только маяк, который обслуживают несколько человек. Их забрасывают туда на вертолете, а грузы подвозят на тяжелых вездеходах. Тем, кто рискнет отправиться туда своим ходом, предстоит форсировать реки, преодолевать горные перевалы, 30-метровые лужи и даже самые настоящие снежные туннели. В июне в этих краях возможно все».
Интересно, что дорога к самому маяку идет по берегу моря, причем доступна она столько в момент отлива, которого приходится ждать несколько часов.
Байкерская выручка
Ночевать около маяка ребята не решились, в этот же день отправились в обратный путь. Отъехав несколько километров от маяка, ни не заметили большой камень и пробили двигатель мотоцикла. До ближайшей дороги, где теоретически можно встретить людей, оставалось еще около 20 километров, груженый мотоцикл пришлось толкать всю ночь напролет. Добравшись до дороги, ребята снова никого не встретили, и наудачу позвонили байкеру по имени Шумахер из мурманского клуба «Северный орден», с которым случайно познакомились год назад. Через три часа мурманские байкеры на фургоне прорвались к попавшим в ловушку путешественникам. Правда, вскоре сам фургон пришлось взять на буксир, к счастью на дороге встретились охотники на всемогущих «УАЗиках».
В Мурманске ребята хорошенько отдохнули, починились (причем денег за это с них никто е взял) и узнали, что именно суровые люди севера – самые гостеприимные хозяева.
Путь домой
На обратной дороге в Смоленск Никита и Катя посетили Ловозёрские тундры, горный массив на Кольском полуострове. Несмотря на июнь, повсюду лежал снег, поэтому высоко подняться не удалось. Два дня ребята провели в гостях у байк-клуба «Пауки» в городе Кемь Архангельской области, откуда паломники отправляются в путь на Соловки. Домой они возвращались через Рыбинск и Москву.
«За 18 дней мы проехали 5043 километра, познакомились с огромным количество новых людей, которых очень рады будем принять в Смоленске, - резюмирует Никита. – Мы добрались туда, где мотоциклистов, да еще с пассажирами встретить почти нереально. На этом север для нас закрыт, теперь тянет за Урал».
По мнению ребят, факт, что поголовно все отдыхающие ломятся на юг – заблуждение, некоторым людям очень хочется именно северной романтики, померзнуть. Они видят суть отдыха по-другому: после хорошей поездки нужно неделю отсыпаться. Вся жизнь – это исследование, а отпуск – экспедиция.